Мускул, построенный Цезарем, имел 18 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,5 м в высоту. Мускул собирался из
Мускул, построенный Цезарем, имел 18 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,5 м в высоту. Мускул собирался из бревен толщиной 60 см, а снаружи целиком покрывался огнеупорным слоем из черепицы и глины.
Снаружи мускул обшивали шкурами, чтобы глину не размыло водой.
Перемещался мускул довольно необычно. Под него подкладывали катки, как под перетаскиваемый по земле корабль. После того как мускул подкатывали вплотную к городской стене, осажденные уже ничего не могли противопоставить римлянам, которые под надежной защитой подрывали основание одной из башен.
Аполлодор из Дамаска в своем труде «Полиоркетика», адресованном одному из римских императоров, описывает еще одну разновидность передвижного укрытия. Описывая способы взятия укреплений, расположенных на высоте, Аполлодор предлагает использовать укрепления, напоминающие корабельные носы (embolon).
Можно предположить, что работа Аполлодора адресована Траяну, которому в ходе второй войны с даками (105/6 гг.) приходилось часто брать крепости, расположенные на вершинах холмов. Аполлодор также выстроил знаменитый мост через Дунай в начале этой кампании.
Как следует из текста книги, Аполлодор и прежде служил императору, очевидно, участвуя в первой войне с даками (101/2 гг.).
Обороняющиеся, пользуясь своим преимуществом в высоте, скатывали на осаждающих бревна, телеги с камнями, тяжелые бочки. Аполлодор предложил перехватывать эти предметы и отводить их в сторону с помощью диагональных рвов и усиленных палисадов. Кроме того, он рекомендовал штурмующим укрепления солдатам укрываться за «черепахой, напоминающей по форме нос корабля». Треугольный щит с усиленным носом отклонял летящие сверху тяжести. Щит не имел крыши и был достаточно легким, чтобы его можно было катить вручную. Выкатив щит на место, солдаты закрепляли его с помощью кольев. Применение таких укрытий проиллюстрировано на Траяновой колонне. Обычно эту сцену интерпретируют совершенно неверно. Но там отчетливо видны три «корабельных носа», отражающие летящие с вершины холма бочки.
Осади города с арки Септимия Севера. Осадная башня с тараном видна в левом нижнем углу.
В некоторых случаях германские варвары также пытались строить осадные машины, применяя их с определенным успехом. На этой сцене с колонны Марка Аврелия показано «чудо с молнией», когда якобы по приказу императора с неба ударила молния, уничтожившая осадную машину варваров.
Осадная башня Аполлодора. Практика комбинировать на одном рисунке сразу несколько ракурсов характерна для манускриптов XI-XII вв. Обратите внимание на то, как изображена ходовая часть башни.
Римская осадная башня
Около 200 г. до Р.Х. римская армия начала применять осадные башни. Одна из первых попыток использовать такие устройства отмечена при осаде греческого города Атракс. В тот раз недостаток опыта привел к неудаче. Башня увязла в слабом грунте, вытащить ее не удалось, кроме того, при попытке вытаскивания башня получила серьезные повреждения. В результате ее пришлось бросить.
Римляне усвоили неприятный урок и в дальнейшем использовали осадные башни осмотрительнее.
Вегеций дает краткое, но достаточно полное описание подвижной башни в том виде, в каком она использовалась в середине I в.
от Р.Х. Он начинает с того, что подчеркивает необходимость устойчивости. В зависимости от высоты следует брать ту или иную базу башни. Вегеций рекомендует квадратную базу со стороной 30 футов (8,9 м), 40 футов (11,8 м) или 50 футов (14,8 м). К сожалению он ничего не говорит о соответствующих высотах. Можно лишь предположить, что башни не были очень высокими. Хотя во времена Цезаря встречались десятиэтажные осадные башни, в ходе Иудейской войны римляне строили башни высотой 50 футов (14,8 м) при осаде Иотапаты (67 г. от Р.Х.) или 50 локтей (22,2 м) при осаде Иерусалима (70 г. до Р.Х.). В обоих случаях высота вполне соответствовала назначению башен, доминировать над стеной, прикрывая солдат, создающих насыпь. При осаде Масады в 73 г. от Р.Х. римляне возвели башню высотой 60 локтей (26,6 м), но и это объяснялось особенностями местности. Даже если римляне строили большие машины, в отличие от греков, они руководствовались принципом функциональности, не пытаясь поразить противника грандиозными размерами.