Шрамм полагает, что 50-метровый таран неизбежно должен был гнуться дугой и царапать концами за землю
Шрамм полагает, что 50-метровый таран неизбежно должен был гнуться дугой и царапать концами за землю. Он полагает, что Атеней имел в виду не 120 локтей, а 120 футов, то есть 35,5 м, что заметно короче. Английский историк сэр Вильям Тарн полагает, что здесь имелись в виду так называемые короткие локти — 34 см, использовавшиеся в Македонии.
Лучший способ помирить противоречия двух источников — предположить, что греческий текст Атенея был поврежден при переписывании и слово hebdomekonta (70) превратилось в hekatoneikosi (120). Длина в 70 локтей (31 м) очень близко лежит к цифрам, сообщаемым Витрувием.
Деревянный таран заканчивался железным наконечником. Это была железная чушка с отверстием, в которое вставлялось бревно. В задней части наконечник переходил в полосы длиной 10 локтей (4,4 м), которые прибивались к бревну гвоздями. Витрувий называет эти полосы словом lamminae, каким обозначались металлические полосы, тогда как Атеней говорит о «железных спиралях», что свидетельствует о том, что полосы обвивали бревно. Далее бревно усиливалось канатами и полностью обшивалось кожами для защиты от огня.
Черепаха по конструкции походила на черепаху Диада. Атеней говорит о длине 42 локтя (18,6 м) и ширине 28 локтей (12,4 м). Витрувий же говорит о 60 и 13 футах (17,7 м и 3,8 м). Это очевидная ошибка, очевидно, римская цифра XLII (42) была неверно прочитана как XIII (13). 42 фута и дают желаемые 28 локтей. Длина 60 футов короче, чем 42 локтя, но это также может быть ошибкой в переписанном тексте.
Машина перемещалась на восьми колесах диаметром 4,5 локтя (2 м) и толщиной 2 локтя (88 см). Согласно Витрувию колеса состояли из трех слоев толщиной в 1 фут каждый. Слои соединялись шпонками и оковывались железом. Здесь Витрувий снова употребляет слово lamminae. К сожалению, авторы снова ничего не говорят о расположении колес. По тем же причинам, что и для осадных башен, оптимально расположение колес по четыре в ряд, а не в две колеи. Кроме того, машина, построенная в соответствии с описанием Атенея должна иметь шасси с квадратной рамой со стороной 16 локтей (7,1 м). Такая рама просто физически не позволяет расположить колеса в две колеи.
Римские черепахи в форме корабельного носа
Аполлодор открывает свою «Полиоркетику» сценой штурма, города, расположенного на вершине холма, чтобы подчеркнуть необходимость защиты от действий осажденных, имеющих преимущество по высоте. Аполлодор пишет, что обороняющиеся сбрасывали на осаждающих бревна, груженные повозки и бочки, наполненные землей и гравием.
Для защиты от тяжелых предметов, он рекомендовал, во-первых, вырывать рвы глубиной 5 футов (1,5 м), идущие по диагонали вниз. При этом вынутый при рытье траншей грунт следовало уложить в бруствер, который должен был задержать поступательное движение катящегося объекта и заставить его упасть в ров, по которому он продолжил бы катиться в безопасное место. Во-вторых, при рытье траншеи людей следовало защитить частоколом, наклоненным вперед и перевязанным ветками (proteichisma).
Наконец, ключевым элементом этой схемы были черепахи в форме корабельного носа.
Аполлодор кратко описывает их как треугольные на плане открытые сверху убежища, повернутые носом в сторону вершины холма. Такие черепахи призваны были отражать летящие сверху тяжести. Вероятно, нос черепахи следовало усилить железной обшивкой. Стены черепахи должны быть достаточно высокими, чтобы скрывать стоящих за ними солдат.
Иллюстрация показывает сцену осады крепости, стоящей на вершине холма. Эта сцена есть на колонне Траяна, вероятно, она означает штурм столицы даков — Сармизегетузы. Предполагается, что дакские каменные укрепления венчались деревянным бруствером, секции которого можно было легко снять и сбросить через образовавшееся отверстие тяжесть.