Эвбейские находки связаны и с открытием других могил, которое было сделано двумя десятилетиями раньш
Эвбейские находки связаны и с открытием других могил, которое было сделано двумя десятилетиями раньше на другом крупном острове — Кипре. В этих погребениях, как полагают, покоятся останки здешних царей. В конце бронзового века Кипр привлек микенских переселенцев. Около 1075 года до н. э., возможно, иммигранты из Аттики основали Саламин — город, построенный на высоком плато в пяти милях к северу от нынешней Фамагусты. Раскопки на Кипре, начатые в 1956 году, обнаружили здесь развитое железо- и медеплавильное производство, свидетельствующее о том, что микенская металлургия, зародившаяся в бронзовом веке, весьма рано осуществила переход к железу.
На Кипре, вероятно, жизненные стандарты, как и на Эвбее, оставались высокими и в "Темном веке". Хотя царские погребения Саламина датируются 750 годом до н. э. и более поздним временем, то есть эвбейские старше их почти на 200 лет, кипрские усыпальницы сохраняют определенные элементы культуры бронзового века, дающие основание предположить неразрывность традиции. Захоронения на Кипре показывают, например, что в основе здешней политической системы по-прежнему лежало правление наследных царей, а также приближенной к ним знати и чиновников. В то время как простолюдинов хоронили в неприметных могилах, выдолбленных в скале, верхушка городского общества отправлялась на вечный покой с помпезной роскошью и располагалась после смерти в соответствующей части некрополя, отведенной для царской семьи и аристократов, — то же самое наблюдалось и в погребениях микенян.
Стилистика похоронной утвари в кипрских могилах весьма разнообразна — что также аналогично микенским обычаям. Различные предметы имеют местом своего происхождения Египет, Финикию, Сирию, Малую Азию и Грецию, а чаще всего — Афины; есть и местные изделия. Отнюдь не погрузившись во мрак и вовсе не будучи изолированным от мира, Кипр в этот смутный для нашего понимания период, очевидно, имел немалые выгоды, находясь на пересечении торговых путей, и смог распространить свое влияние далеко за пределы бассейна Эгейского моря.
Самое замечательное среди захоронений Саламина — так называемое погребение № 79 — прямоугольное сооружение, образованное двумя массивными камнями, увенчанное двускатной крышей и имевшее монументальный вход. Вскрыв эту усыпальницу, археологи обнаружили в ней, помимо другой мебели, три трона и кровать, которые некогда были изготовлены из дерева и с особым тщанием украшены инкрустацией из слоновой кости. Один трон и его сиденье обиты тонким листовым серебром, прошитым серебряными гвоздями, что невольно напоминает о "покрытом серебром" троне, упомянутом в "Илиаде" поэтом седьмого века до н. э. Гомером. Другой трон украшен в стиле, напоминающем о троне царицы Итаки Пенелопы. Последний описан в "Одиссее", о нем говорится и в текстах слогового письма Б, которые найдены в микенских дворцах.
О высоком положении покойного свидетельствуют принесенные в жертву и оставленные в могиле вместе с колесницей кони. Погребение в Соломине датируется восьмым веком до н. э. Железные и бронзовые украшения на конской упряжи, вероятно, изготовлены местными ремесленниками, но обнаруживают явное влияние Египта и Ближнего Востока.
Во всех царских усыпальницах Саламина лежат пары упряжных коней, и в связи с этим на память приходят похороны Патрокла, друга героя Ахилла, из "Илиады". Археологи пришли к выводу, что погребение № 79 использовалось дважды: в конце восьмого века до н. э. оно приняло мужчину из царского дома, а затем, спустя некоторое время — еще одно лицо царских кровей. В обоих случаях рядом с сиятельными покойниками найдены четверки коней и колесницы с почти 60-сантиметровыми чеками на колесах. Захоронение людей и колесниц знаменовало собой самый высокий социальный статус умершего. А в этом погребении в жертву принесены не только животные, но и человек: у обнаруженного здесь скелета были связаны руки. Другие могилы Саламина сохраняли прах многих покойников, кремированных по обычаям материковой Греции, которые, впрочем, совершенно не соответствовали кипрским, но были вполне аналогичны традиционным погребениям героев "Илиады". Еще больше усилили это сходство найденные в могилах сосуды с маслом и обрывки саванов — в последние оказался завернут пепел в части урн.