Новые каменные постройки следовало также украшать каменными скульптурными изображениями богов, богин
Новые каменные постройки следовало также украшать каменными скульптурными изображениями богов, богинь и мифологических героев. Их свободно стоящие статуи впервые появились в Греции в седьмом веке и создавались по восточным образцам. Но греческая фантазия, не подчиняясь иностранному культурному влиянию, породила нечто особенное — в игру вступило присущее грекам чувство линии и равновесия. Наиболее зримо результаты подобного синтеза видны в эволюции куросов — фигур обнаженных мужчин в реальном масштабе, а также их задрапированных женских аналогов — кор. На первый взгляд, из-за .характерной особенности своих прототипов, они кажутся египетскими. Но сама обработка тела, возросший динамизм изображения и загадочная "архаическая улыбка" — чисто греческие. Такая улыбка, по мнению ряда ученых, вовсе не свидетельствует о настроении персонажа, а является лишь первой попыткой эллинских художников точнее выразить анатомию нижней части лица, передать в скульптуре форму нижней челюсти традиционным для того времени способом.
К концу столетия греки добились значительного совершенства в изображении человеческого тела, их куросы стали анатомически точными, обрели динамичность, гармоничность пропорций и натуральность форм. Создавая своих кор в то время, когда общество еще не принимало показа женской наготы, скульпторы, чтобы передать пластику одежды, должны были проявить не менее высокое мастерство для передачи гибкости скрытого под одеждой тела.
Арабский купец, продавший в 1883 году эту статуэтку английскому археологу сэру Флиндерсу Питри, указал, где ее найти. Питри совершил поездку к указанному месту в долине Нила и открыл затерянное греческое поселение седьмого века до н. э. В своих экспериментах на ранней стадии развития археологической фотографии изобретательный Питри, чтобы показать объект и спереди и сзади, использует зеркало.
Новый художественный фермент многое дал западным колониям, что подтверждает открытие прекрасных резных метопов, относящихся к периоду архаики (последним термином часть историков обозначают время, предшествующее классическому периоду). После долгих поисков эти плиты были обнаружены в нескольких местах Посейдонии, древнегреческого города в Южной Италии (ныне — Пестум). Посейдония сделалась достаточно богатой, чтобы возвести три великолепных храма: два из них атрибутируются как позднеархаические, а третий как классический. В нескольких милях к северу от них примерно в 575 году до н. э. греки построили святилище богини Геры. Здешние места — царство малярийных комаров — в позднейшее время мало кто посещал.
В 1934 году двое итальянских археологов-энтузиастов, Паола Дзанкани-Монтуоро и У. Дзанотти-Бьянко, начали раскопки святилища. В ходе работ, финансируемых из частных источников, пришлось преодолеть огромные трудности. К заросшему и кишащему змеями месту раскопок дороги не было, исследователи не имели не только лебедки, но и каких-либо транспортных средств в своем распоряжении, разве что запряженные волами повозки. Археологи переболели малярией и воспалением легких, но, оправившись, они вновь продолжили исследования и обнаружили дорический фриз с резными метопами, высеченными из песчаника и предназначенными, охранять сокровища богини Геры. Чтобы установить местонахождение метопов, потребовалось немалое время. Почти все блоки фриза оказались повторно использованы при строительстве других зданий в достаточно отдаленных местах, и археологам для определения нового местонахождения метопов приходилось искать ключ и в исторических текстах. А когда в 1940 году Италия вступила в войну, большинство рабочих Дзанкани-Монтуоро и Дзанотти-Бьянко попали в армию. Все эти препятствия не остановили ученых, которые в конечном счете открыли 32 массивных метопа из песчаника и фрагменты еще одного. Но проблемы на этом не кончились. Сохранились руины лишь трех из четырех стен святилища, что позволяло измерить лишь ширину здания, но не его точную длину, и затрудняло привязку конкретных метопов к соответствующим фрагментам на фризе сокровищницы. Война продолжалась, и ученые укрыли находки в одном из раскопов. К счастью, статуи избежали повреждений и разграбления. По иронии судьбы одиннадцать из каменных блоков не завершены: полагают, что их изготовление в свое время также прервали военные действия между двумя союзами греческих колоний.