Набив карманы обломками ваз и статуэток, Питри уехал, чтобы вернуться сюда на раскопки в следующем с
Набив карманы обломками ваз и статуэток, Питри уехал, чтобы вернуться сюда на раскопки в следующем сезоне. Местечко это расположено примерно в двух милях от египетской деревни Эль-Никраш. Такому названию вполне соответствует имя греческого поселения Навкратис, о котором сообщал Геродот и о котором остались сведения в других античных текстах. Питри удалось составить план расположения городских улиц и домов. "Улицы можно было определить по грудам отбросов, в основном — остаткам пищи, раковин и костей", — отметил Питри. Его раскопки явили взгляду храмы и святилища, складское сооружение, небольшую мастерскую по изготовлению фаянсовых брелоков-скарабеев, ряд жилых домов и громадное количество керамики с надписями, выполненными раннеионическим шрифтом. Находки привели ученых к убеждению: Навкратис основан раньше указанного Геродотом времени (VI век до н. э.), поскольку самая древняя из найденной здесь керамики — коринфская — датируется 630—620 годами. Правда, последующие раскопки поставили под сомнение сам факт того, что найденный Питри город действительно Навкратис.
Снятый с воздушного шара, прикрепленного к лодке (в левом верхнем углу), этот аэрофотоснимок, как и другие, подобные ему, не только позволил оценить состояние руин затопленного города Галеи на южном берегу Греции, но и дал археологам возможность установить на месте точную систему координат для методического изучения древних развалин. На снимке видны очертания городского святилища Аполлона. Галей, процветавшие с седьмого по четвертый век до н. э., постепенно погружались в море, и сейчас их большая часть лежит под водой на глубине в 3 метра.
Геродот, побывавший в Навкратисе, нарисовал довольно подробную картину его жизни. Греки приобретали в Египте главным образом пшеницу. В свою очередь, греческие купцы поставляли в Навкратис оливковое масло, вино и серебро. Здешнее сообщество было, очевидно, значительным по размеру и процветающим. Город как магнитом притягивал эллинских предпринимателей, стремящихся к скорому обогащению. Заметным элементом жизни становились и визиты сюда писателей (например, комедиографа Аристофана) и политиков (законодателя Солона), как, впрочем, и дам с авантюрными наклонностями и двусмысленной репутацией. Среди последних можно назвать некую Родопу, ее привез Харакс — виноторговец и по совместительству сводник, брат прославленной лесбосской поэтессы Сапфо. Благодаря своей красоте, Родопа изрядно разбогатела в Египте, после чего пожертвовала десятую часть состояния дельфийскому храму Аполлона: в последнем открыта часть цоколя с соответствующей жертвенной надписью.
"По какой-то причине, — комментирует Геродот, — Навкратис, очевидно, манит прекрасных проституток". А причина, возможно, в том, что греческие мужи не могли увлечь египетский слабый пол. "Ни один египтянин — ни мужчина, ни женщина, — сообщает тот же историк, — не поцелует грека, не станет пользоваться греческим ножом, вертелом или котлом, не станет даже есть мясо заведомо чистого быка, если того зарезали греческим ножом".
Попав в Египет и увидев грандиозные постройки в городах, которые возвели фараоны в долине Нила, греки усвоили египетские представления о монументальной архитектуре и гигантских скульптурах. Но в основном они не столько впитали конструктивные архитектурные идеи, сколько переняли практику использования строительных материалов для возведения ошеломляющих размеров сооружений, выполненных в камне. Еще до расширения контактов с египетской культурой у эллинов уже прочно установилась общая схема греческого храма: прямоугольник с колоннами по фасаду, по бокам и с противоположной стороны, с двойной, как правило, колоннадой в интерьере главного помещения, где располагалось культовое изображение. Позади могла находиться сокровищница с приношениями храмовому божеству, перед дверью в которую помещали алтарь. Стены обычно были сложены из глиняных кирпичей, крыша также глинобитная или тростниковая, а колонны деревянные.
Однако к 600 году до н. э., после знакомства с монументальной архитектурой Египта, греки начали строить свои храмы целиком из камня. Развились два архитектурных направления, или ордера: ионический — в Восточной Греции (сегодня — часть Турции) и дорический — в материковых областях Эллады, населенных дорийцами. Каждый ордер характеризуется своей стилистикой в обработке ствола колонны, баз, капителей, других архитектурных деталей. Мощные дорические колонны гораздо проще более легких, тонких и изящных ионических. Многочисленные колонны храма Артемиды в Эфесе словно бы созданы для того, чтобы показать строгую красоту ионического ордера. Самые ранние образцы дорического ордера находятся в Коринфе, Олимпии и в коринфской колонии на острове Корфу, в капителях же и декоративных деталях обнаруживается значительное египетское влияние.