В наше время покойного кладут в гроб полностью одетым, поэтому логично положить символическую плату
В наше время покойного кладут в гроб полностью одетым, поэтому логично положить символическую плату ему в карман. Плата заключалась в 40 монетках достоинством в одну копейку (или же в две, три, пять). Объясняли это так: душа должна пройти 40 дверей, если последняя 41-я дверь не откроется, «покойник не попадет на свое место». Здесь возникает число 40, которое имеет явно сакральное значение, восходящее к мифопоэтическим концепциям глубокой древности.
В гроб иногда клали личные вещи покойного, например старику – его очки, тросточку и т. п. Этот древний обычай снабжать покойного необходимыми вещами странным образом прошел через толщу веков, хотя противоречит христианскому обряду и священники пытались воспрепятствовать ему. Такое же значение имеет и «кормление» покойного – оставление на могиле воды, еды, трапеза на кладбище вблизи могильного холма, трапеза в дому и т. п.
Где бы ни умер человек, родные стараются, чтобы он три дня пребывал в своем доме, а если это невозможно, то хотя бы одну ночь провел там. Тело укладывают на кровать или другое ложе посередине комнаты. Возле покойника ставят икону, стакан воды, три зажженные свечи и миску с пшеницей. Каждый, приходящий проститься, ставит свечу, кладет на поднос деньги (анонимная помощь семье). Покойника не полагается обходить кругом: проходят от головы к ногам и обратно, при этом надо выйти из комнаты тем же путем, каким вошли (в отличие от обычаев кавказских греков, у которых надлежит обойти вокруг ложа покойника). На похороны собирается обычно много народа, так как все в селе считают своим долгом проститься с родственником, соседом, знакомым, односельчанином.
В отличие от прощального румейского плача греки-урумы «поют, плача над покойником». В каждом селе было несколько женщин-плакальщиц - аглавжи (урум. Карань), которых зачастую нанимали за определенную плату.
Сыновья, родственники по обычаю не обмывают покойного, не одевают его (это делают специалисты), не несут гроб на кладбище. После того, когда вынесли гроб из дома, последний выходящий подпирал дверь камнем, чтобы горе не вернулось в этот дом. Всем сопровождающим женщинам повязывают белые платочки (теперь не всегда можно приобрести именно белые, повязывают те, что можно купить в магазине), мужчинам раньше накидывали на шею белые полотенца (чифар-мандил), ныне их повязывают на руку повыше локтя или заменяют их носовыми платками. Выше, в разделе о традиционной одежде, уже рассказывалось об использовании перифтара (женского головного покрывала) в качестве траурного одеяния; в тех селах, где о перифтаре как праздничном головном уборе едва помнят, он сохранился еще как предмет траурный: близкие родственницы покойного надевали черные платки, завязанные под подбородком, а поверх накидывали белые полотенца (фабричного современного производства), называя их по традиции перифтаром (записано в селе Чердакли в 1970 г. ).
Впереди погребальной процессии вслед за священником несут крышку гроба. Открытый гроб несут на полотенцах несколько мужчин, сменяя друг друга. В последние годы всё чаще гроб стали носить на плечах. На каждом перекрестке процессия останавливается, гроб устанавливают на табуреты, несколько минут спустя подымают его три раза и продолжают путь. То же повторяется у входа в церковь и у кладбищенских ворот (записано в селе Анадоль).
Полотенца, на которых несут гроб, предназначаются носильщикам, но их обычно отдают тем, кто копает яму, или же, разрезав на куски, опускают в могилу на гроб. Каждый присутствующий бросает в могилу по три горсти земли. Раньше землю не насыпали непосредственно на гроб: над ним сооружали настил из досок. На могиле оставляли зажженную свечу или же кадили ладаном.
На кладбище приносят кутью (колва) – вареные пшеничные зерна, перемешанные с жареной мукой, сахаром, всевозможными сладкими добавками; над горкой каши, выложенной на блюдо, кусочками сахара, ягодами, изюмом и прочими украшениями выкладывают крест. Когда опускают гроб в могилу, румеи на него посыпают кутью и поливают водой из стакана, который в доме во время прощания стоял у изголовья покойника, у греков-урумов посыпают крест-накрест землей и поливают вином. После того как гроб опущен, кутью раздают всем присутствующим.
Особенность похорон греков заключается в том, что крест на могиле устанавливается в ногах покойника.
По обычаю провожающие не ждут, когда будет готов могильный холм, быстро возвращаются назад. Прежде чем войти в дом, у калитки моют руки. Начинается поминальная трапеза: прежде всего каждый должен съесть по три ложки кутьи (колва). На столе – разнообразная еда, а спиртного не полагается (ныне кое-кто все-таки выставляет выпивку, которая порою нарушает траурное настроение).