Если невеста молча принимала подарок, это означало согласие выйти замуж. Её мать перевязывала всех с
Если невеста молча принимала подарок, это означало согласие выйти замуж. Её мать перевязывала всех сватов полотенцем, изготовленным дочерью, чтобы сваты могли оценить мастерство будущей невестки. В случае отказа невеста выносила «кабах» (тыкву). Румеи – ставили на стол орехи и вилку. На сватанье в селе традиционно подавали «пилав» - плов и много блюд с приправами «кабаха» (тыквы).
Под музыку шло гуляние. Сваты договаривались о дне свадьбы. После этой церемонии девушка и парень считались засватанными и не имели права отказываться потом от брака. Возвращались со сватанья с большим шумом, песнями и танцами.
После сватанья мать невесты готовит «верды» - подарок стороне жениха. Соответственно родители жениха готовили для невесты свадебную одежду, кольцо и др. украшения.
Одновременно шло приглашение родных и знакомых на свадьбу. Эту функцию выполнял «идыт-ага» (боярин), который обходил каждый дом с булкой и цветком, приглашал людей на свадьбу. Самых же близких родственников на свадьбу приглашала повариха (ащы анасым) вместе с боярином. Она пекла сдобные булочки, украшала золотистой фольгой и дополняла всё это яблоком - символом семейного союза со времен античной Греции.
В предсвадебный период проходил «девич-вечер», а жених собирался с товарищами на «джиин».
Непосредственно свадьба в Старом Крыму проходила очень интересно, весело, ярко.
Важную роль в греческой свадьбе играли крестный отец жениха и крестная мать невесты. У греков-урумов кроме крестных на свадьбе дополнительно выбирали кумовьев, они выполняли функции друга и дружки. Им всегда становились дети крестных родителей. В Старом Крыму крестных и кумовьев называют одним словом – кумовья. Они несли значительную часть свадебных затрат. Их приглашали на свадьбу с почестями, с музыкой.
Приготовление к свадьбе начиналось с ритуала купания невесты «делин амалис» в доме крестной, затем ей красили хной волосы, ногти и ладони. В ХХ в. этот ритуал изменился. После купания крестная мать клала на голову невесты подарок – отрез ткани и отводила её домой, где по традиции её одевали подруги под обрядовую песню. Свадебная одежда со временем претерпела значительные изменения.
По старинному обычаю стороны жениха и невесты начинали свадебный банкет отдельно друг от друга.
Ритуал одеванья, бритья, выкупа невесты идентичен другим свадьбам. В Старом Крыму после выкупа невесты её мать перевязывала всех гостей платками и угощала за свадебным столом. Выражая уважение стороне жениха, гости невесты за праздничный стол садились после них. По старокрымской традиции родители невесты благославляли детей иконой, потом её дарили дочери. Это была семейная реликвия. После благословения родителей свадебный поезд двигался к церкви для венчания. Родители молодых на венчании не присутствовали.
Обвенчавшись, муж вел молодую жену в свой дом. Ритуал приема «молодой» в новую семью проходил в греческих селах почти одинаково. Особенностью Старого Крыма является то, что обсыпать молодожёнов мать должна была правой рукой справа к груди. После разбивания тарелки мать жениха исполняла танец с пустым ситом. Этот танец исполнялся лишь в Старом Крыму и Карани. Ещё одной особенностью свадьбы было то, что молодожёны за праздничный стол не садились, а всю свадьбу просиживали на подоконнике. Они не имели права есть вместе с гостями. Даже в настоящее время молодожёнам ставится отдельный стол. Только с вручением подарков молодожёны могли сесть за общий стол. Они стоя принимали подарки, целовали руки гостям-дарителям. Сбором подарков руководила кума. После каждого подарка играли музыканты, а боярин подносил стопку водки. В Старом Крыму было принято: сторона жениха дарит деньги, а сторона невесты - вещи для домашнего обихода. В конце дарения разбивали тарелку на счастье. Этот ритуал почти без изменений сохранился до наших дней.
После брачной ночи невестка вставала раньше свекрови, готовила полотенце, мыло, теплую воду. После умывания свекра подавала ему полотенце. В те далекие времена в обязанности невестки входило мытье головы и ног не только мужу, но и его родителям, дедушке, бабушке, и это не считалось унижением. Такова была старинная традиция.
Второй день свадьбы проходил под названием «Сладкая водка». Эту водку «баллы рахи» варили в медных чайниках, добавляя мед и перец. Её пили только мужчины, а женщинам подавали вино. Водку на стол не ставили, а развозили гостям в стопках на тележке. Перед выходом на «хоран» гости дважды садились за стол. Традиционными блюдами для урумов были пилав (плов) с кусками баранины или телятины, сюрпа, которую обязательно подавали на второй день, долма (голубцы с мясом), долмуш-папуш (перец с мясом), фаршированная рыба, хахаг (вяленая солонина из баранины), кебаб (зажаренный ягненок), свежий сыр со сметаной, вареная курятина, холодец.