В комнате на табурете или на стуле, установленном на софе, сидела невеста и горько плакала, закрыв
В комнате на табурете или на стуле, установленном на софе, сидела невеста и горько плакала, закрыв лицо платочком. Хотя ей, может быть, и не хотелось плакать, она должна была показать, что не хочет покидать родной дом (если бы она не заплакала, то нанесла бы обиду родителям). Брат помогал невесте спуститься с софы и выводил ее из дома. Если у невесты не было брата, ее ссаживали крестная мать и крестная жениха. Во дворе ждал невесту повар «ащи» с длинной палкой. Он шел впереди всех и палкой чертил кресты. По этим крестам должна была ступать невеста, направляясь к отчему дому. Музыканты играли заунывный марш, под который плакала не только невеста, но и все присутствовавшие – плакала «вся свадьба». На пороге родительского дома встречали отец и мать с образом. После благословения невесту везли в церковь, где ее ждал жених.
В более позднем варианте свадебной церемонии, относящемся уже к XX в., жених приезжал за невестой в дом ее родителей, после благословения они садились в бричку, запряженную парой лошадей. При выезде со двора и по дороге свадебный поезд останавливали несколько раз парни с улицы, где жила невеста, требуя выкуп за «свою» девушку. Паранфу одаривал парней.
После венчания молодые направлялись в дом новобрачного. В более ранние времена, когда жених приезжал в церковь верхом, он после венчания садился с шаферами на коней и скакал вперед, чтобы встретить молодую жену возле дома.
У греков не различаются терминологически понятия невеста и невестка, и в том и в другом случае употребляется слово ниф. Равным образом наименование гамброс применяется и к жениху до свадьбы, и к молодому мужу, а также означает «зять», так его будут называть всегда родственники его жены.
Торжественно собирались гости на свадебный пир. Посаженый отец держал тарелку, наполненную кусками хлеба, медом или бекмезом (переваренным сгущенным соком арбуза). Каждому входящему подавался хлеб, смоченный сладостью.
Молодых встречали у ворот. Аши – главный повар, снова чертил перед новобрачными кресты, они ступали по ним. На пороге дома их ждала свекровь (питъира) с тарелкой в руках. В тарелке – пшеничные зерна, смешанные с орехами, конфетами и мелкими медными монетами. Молодые целовали руку матери и наклоняли головы. Мать осыпала их пшеницей три раза, потом бросала тарелку через их головы, тарелка разбивалась. Затем свекрови подавали тарелку с медом, она брала правую руку невестки, макала ее мизинец в мед и чертила кресты на косяках дверей. Известен и другой обычай, относящийся к XIX в.: свекровь вручала невестке зажженную свечу, и та чертила кресты на косяках дверей копотью этой свечи. В народе полагали, что это знак благословения – молодой дается право жить под этим кровом.
Молодых сажали за стол под образами, к ним подходили с поздравлениями родители, все остальные родственники – по старшинству и степени родства. Невестка должна была целовать руки им всем – от мала до велика. Рядом с женихом стоял старший шафер, он наливал каждому рюмку водки, а тот клал на тарелку деньги.
Поздравления заканчивались. Молодых уводили к кому-нибудь из соседей или родственников. За ними шли шаферы, подружки и вся молодежь. Молодые гости пировали, но новобрачные, согласно обычаю, не ели и не пили.
В это время в доме родителей угощали родню и друзей старшего возраста, состоявших в браке. О том, присутствовали ли на этом пиру родители новобрачной, сведения расходятся. Самые пожилые жители Сартаны утверждают, что в старину за ними посылали сразу же после того, как уводили молодоженов на пир молодежи. В более поздние времена их не приглашали, бывали на празднестве только их старшие сыновья с женами, дочери с мужьями, их сестры, братья. Пиршество продолжалось до утра.
Когда гости расходились, молодых приводили в дом молодого мужа. Там для них была приготовлена постель. Столы после угощения были уже убраны, но сор не выметен. Невестку раздевали, снимали с нее фату. В прежние времена лицо ее было скрыто под покрывалом. Его поднимала посаженая мать двумя перевязанными розовыми лентами ложками.
На другой день после венчания совершался обряд, известный под названием «сладкой водки» (гъальти рахи). Собравшиеся родственники новобрачного поздравляли его и пили водку, подслащенную медом и сдобренную перцем. С этой водкой сватья отправлялась к родителям молодухи, и те устраивали пирушку. Таким образом, старинный обряд предписывал завершение церемонии в один день.