И.Попова – председатель греческого общества с.УрзуфВ прошлом в обиходе бывали разные приемы, призван
И.Попова – председатель греческого общества с.Урзуф
В прошлом в обиходе бывали разные приемы, призванные «лечить» ребенка от болезней, «от испуга» и т. п. Ныне это все основательно забыто. Упомянем лишь об обряде первого подстригания волос, его совершал крестный отец, сидя на шубе, вывернутой мехом наружу – магический прием, известный у славян.
Ныне молодые гречанки, ухаживающие за новорожденными по всем правилам современной гигиены и педиатрии, наверное, не представляют даже, как их бабушки и прабабушки обращались с младенцами. Туго спеленутые дети лежали в деревянных колыбелях, две дугообразные подножки которых позволяли их раскачивать. Иногда устраивали подвесные люльки, укрепленные на веревках над курватом (софой). На дне колыбели лежал матрасик – кубиниц (названия записаны в селе Стыла), набитый шерстью, простынка (синдун). Чтобы ножки лежали прямо, на них клали маленькую подушечку (подушкица), набитую шерстью или куриными перьями. Ребенок вынужден был лежать в колыбели неподвижно, для этого его обвязывали особыми поясами (пудъари панд, шири панд), закрепленными одним концом за специальную палочку, пропущенную вдоль одной из продольных стенок колыбели, а другим – на верхней ее перекладине на специально сделанных выемках. Таким образом занятая домашней работой мать освобождала себя от постоянного надзора за ребенком. Самой примечательной деталью колыбели было круглое отверстие в днище кроватки, предназначенное для естественных оправлений ребенка. Вокруг него укладывали кусочек войлока (тийиз), закрепляли его пеленками (пидъари амбаль, пидъаричо), под отверстием подвязывали глиняный горшочек, а в него опускали от днища кроватки узкую клеенчатую ленту (халус) для стока жидкости. Такими приспособлениями пользовались в свое время женщины балканских стран, где принято было держать младенца подолгу в колыбели, не вынимая порою даже для кормления (применяли деревянную отводную трубочку с воронками, по форме различающимися для мальчиков и для девочек).
Детские сады, школы, сельские клубы с библиотеками и дискотеками, молодежные компании, домашний досуг перед телевизором – все это не отличает жизнь детей, подростков, молодых людей в греческих селах от бытия в любом другом населенном пункте Украины. Отношение к своей родной культуре, знание румейского и урумского языков, наконец выбор национальности зависят в первую очередь от мнений, настроения в родной семье, далее – от общественного мнения в селении: где-то активно работает клуб, ансамбль народного танца, общественность с готовностью развивает само понятие греческой культуры, а где-то царит безразличие к ней.
В репертуаре семейной обрядности возник в послевоенные годы и четко закрепился обряд проводов призывников в армию. Он так и называется русским словом проводы (в некоторых местах от старого слова «рекрут» искаженная форма некрут). По случаю отъезда молодого человека в армию его семья устраивает застолье, порою по размаху не уступающее свадьбе. Так же как и в день свадьбы, приглашают специалиста-кухарку для приготовления праздничных угощений. Гости, как на свадьбу, несут с собой водку, разную снедь, цветы (снова получается застолье в складчину). Как и на свадьбу, дарят чаще всего рубашки, носовые платки; если по традиции полагалось класть подарки одариваемому на плечо, повязывать на руку, то теперь рубашку, купленную в магазине, запечатанную в целлофановый футляр, на плечо не положишь, подарки складываются где-нибудь в сторонке. Прощаясь, гости целуют новобранца, пожимают руку и вкладывают ему в ладонь деньги. Юноша прячет их в карман, позже отдает матери.
Отслужив в армии, молодой человек возвращается домой, где снова собирается праздник (специального названия не имеет), может быть, менее многолюдный и торжественный, но очень радостный.
Ю.Иванова. Греки России и Украины.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
В погребальных обрядах мариупольских греков (румейск. тъанату) просматриваются два аспекта: представление о том, что душа покойного должна найти свое место в загробном мире, и ощущение непрерывающейся связи между покойным и его живыми родственниками.
Древние греки верили, что души умерших, чтобы достигнуть загробного мира, должны преодолеть несколько подземных рек, через которые их перевезет старец Харон. В уплату ему полагался один обол. Монету такого достоинства клали покойнику под язык, ибо у тела, закутанного в погре6альное покрывало, другого места для хранения денег не было. Впрочем, монету могла заменить керамическая табличка, в христианскую эпоху на ней изображали крест, в четырех образованных им секторах ставили условное буквенное обозначение известного изречения «Иисус Христос побеждает». В некоторых местностях Греции священник чертит эти знаки на кусочке черепицы с крыши дома покойника, а в дополнение делает еще и крестик из воска и ладана, который кладет на рот или на руки погребаемого. Миф о проникновении в царство мертвых сменяется другим поверьем: якобы все это делается, чтобы покойник не превратился в вампира, т. е. чтобы душа его успокоилась и не возвращалась к живым.