На картине 1818 года показаны изображения, вывезенные лордом Элджином из Акрополя (сверху — метопы П
На картине 1818 года показаны изображения, вывезенные лордом Элджином из Акрополя (сверху — метопы Парфенона, справа — кариатида из Эрехтейона), а также фриз из храма Аполлона в Боссах, открытый членом группы "Ксенейон" Чарльзом Кокереллом, Живописец передает свое восхищение экспозицией из недавно купленных работ, которую временно разместил Британский музей.
Кое-кто из художественного сообщества с отвращением отзывался о способе, который использовал Элджин для приобретения мраморных сокровищ. Позднее поэт лорд Байрон, отправившийся в 1820-х годах в Грецию вместе с сотнями других европейцев, чтобы поддержать успешную восьмилетнюю борьбу Эллады за независимость, метал громы и молнии в адрес "жалкого пачкуна", посмевшего вывезти "последние ценности этой истекающей кровью земли", и весьма нелестно сравнил бывшего британского посла с вождем вестготов Аларихом — покорителем Рима, но варвар, по крайней мере, завоевал трофеи в сражении.
Обеспокоенное такого рода критикой, английское правительство, которое, как предполагал Элджин, выступит в качестве покупателя бесценных мраморных работ, поначалу отказалось приобретать их по заявленной лордом цене. Прошло несколько лет, прежде чем парламент предложил Элджину за скульптуры 35 тысяч фунтов стерлингов, на что тот согласился, хотя и без всякого энтузиазма, поскольку, как заявлял Элджин, ему самому, с учетом процентов по кредитам, операция по вывозу статуй обошлась в 72 тысячи. Итак, скульптуры отправились в Британский музей, где и остаются по сей день, несмотря на требования греков о возврате их национального достояния. Англичане утверждают, что вернуть статуи — значит создать прецедент, в результате которого будут опустошены все музеи в мире.
Одной из причин, заставивших правительство Великобритании пересмотреть свое отношение к добыче Элджина, стал благосклонный прием, оказанный обществом другому поступившему в Англию фризу. Его привезли из храма Аполлона в Бассах — малоизвестном местечке в 20 милях к юго-западу от Олимпии на Пелопоннесе. Этим занимался "Ксенейон" — первая международная команда археологов и писателей, посвятивших себя открытию материального наследия античной Эллады. В группу входили немцы, англичане и датчане, а единственным требованием для вступления в нее было "преклонение перед Грецией, античной литературой и изящными искусствами".
Пожалуй, самая известная в мире скульптура — Венера Милосская — показана зафиксированной в крепеже в процессе реставрации 1871 года. Произведение второго века до н. э. было обнаружено в 1820 году в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков греческим крестьянином на острове Милос. Некий француз, присутствовавший при этом, безошибочно оценил значение находки и пожелал купить статую, но все его предложения были отвергнуты, и Венера, скорее всего, досталась бы одному из местных церковных сановников. Отправку статуи во Францию обеспечили в конечном счете только весьма настойчивые уговоры, подкрепленные орудиями французского корабля.
Строго говоря, археологические раскопки с целью изучения древнего мира начались именно с "Ксенейона", поскольку его члены стали едва ли не первыми, кто начал раскопки погребенных городов в поисках утраченных свидетельств прошлого. Их предшественники почти всегда отказывались от раскопок — отчасти из-за того, что очень многие находки буквально лежали на поверхности, а отчасти из-за неприязни местных жителей, считавших, что лежащие в земле сокровища принадлежат им.