33 Charles Monchicourt, «Études Kairouannaises», in: Revue Tunisienne, 1932—1936.34 Carl Broc
33 Charles Monchicourt, «Études Kairouannaises», in: Revue Tunisienne, 1932—1936.
34 Carl Brockelmann, Geschichte der islamischen Völker, 1939, p. 284.
35 См. стр. 241.
36 Henri-Paul Eydoux, L'Homme et le Sahara, 1943, p. 101.
37 «Der Islam und die orientalische Kultur», in: Geogr. Zeitschr., 1932, p. 402.
38 R. Capot-Rey, in: Revue Africaine, 1941, p. 129, compte rendu de Jean Despois, La Tu nisie Orientale, Sahel et Basse Steppe, 1940.
39 B. Grekov et A. lakoubowski, La Horde d'Or, tr. fr., 1939.
Я опираюсь не столько на неопределенные указания его книг по этому вопросу, сколько на наши с ним приватные беседы в Алжире.
41 Robert Montagne, Les Berbères ., op. cit., p. 410.
42 René Grousset, L'Empire des steppes, 1941, p. 11.
G. Schweinfurth, Im Herzen von Afrika, Leipzig, 1874, p. 50 et sq. 44 Didier Brugnon, Relation exacte ., op. cit. см. с. 308, прим. 9.
Fléchât, op. cit., I, 345 (1766), говорит о караванах, отправляющихся из Бокоре-ста (Бухареста) ночью: « . один человек из каравана нес перед нами большой горшок с горящими угольями».
R. Hakluyt, op. cit., II, p. 200. A description of the yearly voyage or pilgrimage of the Mahumitans Turkes and Moores into Mecca in Arabia.
Vitorino Magalhaes-Godinho, L'économie de l'Empire portugais aux XIV et XV siècles, Thèse dactylographiée, Sorbonne, 1958, p. 14 et sq. Согласно португальским источникам, за золотом из Такрура, то есть из Западного Судана, в 1511 г. ходили два
Арабы делают набеги на окрестности и грабят всех встречных (исп.).
Атлантический океан 311
каравана ежегодно, которые доставляли в Египет через Феццан «большое количество» желтого металла.
48 Emilio Garcia Gomez, «Espanoles en el Sudan», in: Revista de Occidente, 1935, pp. 93—117: вступление в Томбукту 30 мая 1591 г.,/. Béraud-Villars, L'Empire de Gao. Un État soudanais aux XV et XVI siècles, 1942, p. 144.
49Roland Lebel, Le Maroc et les écrivains anglais aux XVI, XVII et XVIII siècles, 1927; J. Caillé, «Le Commerce anglais avec le Maroc pendant la seconde moitié du XVI siècle. Importations et exportations», in: Revue Afr., 1941.
50 Belon du Mans, op. cit., p. 98, 189 v° et 190; N. lorga, Ospiti romeni in Venezia, Bu carest, 1932, p. 150.
51 Одним из путей доставки золота был Нил,/. В. Tavernier, op. cit., II, p. 324. ^Hakluyt, Π,ρ.171 (1583).
53 Следует отметить, что еще в конце XIX в. на Тигре сохранились лодочники-несториане из поселка Телль-Кель, близ Мосула. Eduard Sachau, Am Euphrat und Tigris, 1900, p. 24. В середине XVII в. подниматься вверх по Тигру было трудно: суда тянули канатом люди. Чтобы добраться от Басры до Багдада, требовалось два месяца,/. В. Tavernier, op. cit., I, p. 200.
54/. B. Tavernier, op. cit., I, p. 125.
55 W. Heyd, Histoire du commerce du Levant, trad. fr. de Furcy-Raynaud, 2 vol., 1885—1886, 2 tirage, 1936, II, p. 457.
^6 A. Philippson, op. cit., pp. 46—47, отмечает важность перевозок по Красному морю и трудности, связанные с судоходством на нем. С мая по октябрь плыть из Джидды в Тор или Суэц можно, только когда затихает преобладающий северный ветер и начинает дуть ветер с суши. По поводу соперничества между Красным морем и дорогами Сирии см. классическую работу В. Хайда «История левантийской торговли», а также все еще сохраняющий свое значение труд О. Peschel, «Die Handelsgeschichte des Roten Meeres», in: Deutsche Vierteljahrschrift, III, 1855, pp. 157—228. О сложностях в организации караванной торговли на Суэцком перешейке см. Belon du Mans, op. cit., p. 132.
57 Hermann Wagner, «Die Überschätzung de Anbaufläche Babyloniens», in: Nachrich ten K. Ges. Wissensch., Göttingen, Ph. hist. Klasse, 1902, II, pp. 224—298.
58 Belon, op. cit., p. 107.
59E. Sachau, op. cit., особенно, pp. 43—44.
60 V. Nalivkine, Histoire du Khanat de Kokand, Paris, 1889.
61 Allah est grand, Paris, 1937, p. 11.
62 Op. cit., p. 290.
63 Op. cit., I, p. 111.
^Richard Hennig, Terrae Incognitae, 2 éd., 1956, IV, p. 44 et sq.
Разумеется, «европейской чертой» в глазах историка. Для европейского путешественника, немца Саломона Швайгера, который проехал по Турции (Eine neue Reissbesch-
Пустыня в Ливии.
312 Границы, или Расширительное понимание Средиземноморья
reibung auss Teutschland nach Konstantinopel und Jerusalem, 4 Aufl., Nürnberg, 1639), дело обстоит как раз наоборот. «Привычка к кочевой жизни, которая является одним из отличительных свойств азиатских народов, присуща и современным туркам» — цитируется по Ivan Sakazof, Bulgarische Wirtschaftsgeschichte, Berlin—Leipzig, 1929, p. 206.