Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М. 1963. Содержание: Гомеровские гимны. Гесиод. Архилох.
Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М. 1963. Содержание: Гомеровские гимны. Гесиод. Архилох. Сапфо. Семонид. Алкей. Феогнид. Ивик. Анакреон.
Эсхил. Трагедии. М., 1971. Содержание: Просительницы. Персы. Семеро против Фив. Прометей прикованный. Агамемнон. Жертва у гроба. Эвмениды.
Использованная литература
Вернан Ж.‑П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1987.
Гаспаров М. Занимательная Греция. М., 1995.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.
Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1957.
Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
Дуров В. История римской литературы. СПб., 2000.
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
Зелинский Ф. Из жизни идей. СПб., 1998.
Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.
Зелинский Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1996.
История Древней Греции. М., СПб., 1999.
История Древнего Рима. М., СПб., 1998.
Киплинг Р. Стихотворения. СПб., 1994.
Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
Королев К. Македонский гамбит. М., СПб., 2002.
Королев К. Энциклопедия символов. М., СПб., 2003.
Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., СПб., 2002.
Коростовцев М. Религия древнего Египта. М., 1976.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.
Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. Латышев В. Очерк греческих древностей. СПб., 1899. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Источники античного символизма и мифологии. М., 1930. Лосев А. Олимпийская мифология в ее социально‑историческом развитии. М., 1953.
Луна, упавшая с неба. М., 1977.
Матье М. Древнеегипетские мифы. [Исследование и перевод текстов с комментариями]. М., 1956.
Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.
Мифологический словарь. М., 1990.
Мифологии древнего мира. М., 1977.
Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.
Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997.
Нейхардт А. Легенды и сказания Древнего Рима. М., 1987.
Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1999.
Ницше Ф. Избранные сочинения в 2 тт. М., 1990.
Словарь античности. М., 1994.
Топоров В. Эней – человек судьбы. М., 1993.
Тронский И. История античной литературы. Л., 1946.
Успенский Б. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого. – Успенский Б. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.
Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1998.
Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000.
Шифман И. Цезарь Август. Л., 1990.
Штоль Г. В. Мифы классической древности. М., 1899–1904.
[1] «Предшественник» Геракла – титан Прометей, принесший людям огонь, – принадлежит к богам и потому в рамках человеческого мироздания не может оспаривать у Геракла его приоритет.
[2] Настоящее имя героя – Алкид; прозвище Геракл, т. е. «прославленный Герой» он принял после того как убил собственных детей в припадке безумия, насланного ревнивой богиней. Это прозвище велел ему принять дельфийский оракул.
[3] «Немейские песни». Перевод М. Гаспарова.
[4] Ср. у Р. Грейвса: «Земля Ээта не могла располагаться на дальнем побережье Понта Эвксинского; наиболее древние свидетельства говорят о том, что она была на севере Адриатики. Считалось, что аргонавты плыли по реке По, около устья которой, на другой стороне залива, лежал остров Кирки Ээя, называющейся теперь Луссин. Потом аргонавты были схвачены колхами Ээта у истока реки Истр, а не Дуная. Как полагал Диодор Сицилийский, это была небольшая речка Истр, которая дала название Истрии. Далее, Медея убивает своего брата Апсирта, который похоронен на соседних островах Апсиртидах. Когда Медея и Ясон бегут к Алкиною, царю Дрепаны (Коркира), – всего в нескольких днях плавания на юг, – колхи, обманутые опасностью возмездия и боявшиеся вернуться с пустыми руками и навлечь на себя гнев Ээта, построили город Пола на побережье материковой Истрии. Более того, острова сирен, утесы Симплегады, Скилла и Харибда – все они расположены недалеко от Сицилии, мимо которой прошел „Арго“, отнесенный сильным северо‑восточным ветром. „Колхидой“ могла по ошибке оказаться Коликария в низовьях реки По, неподалеку от Мантуи, которая, очевидно, была городом, стоявшим на Янтарном пути. Ведь не случайно в рассказе появляются дочери Гелиоса, льющие янтарные слезы, как только „Арго“ входит в реку По… К мифу добавлен еще один элемент: легенда о древнем пиратском набеге на южное побережье Понта Эвксинского. Пятая Троя, контролируя проход по Геллеспонту, обладала монополией на понтийскую торговлю, для которой подобный пиратский набег представлял угрозу. Получается, что предполагаемой целью адриатического плавания было не золотое, а, как указывает Симонид, пурпурное руно. По другому варианту это было черное руно, которое носил царь, совершая обряд вызывания дождя наподобие того, который до сих пор совершается в праздник весны на вершине горы Пелион: старика в черной овечьей маске убивают, а затем возвращают к жизни остальные участники церемонии, одетые в белые овечьи шкуры. В восточном варианте плавания руно превращается в „золотое“ потому, что, как утверждает Страбон, появившиеся в Понте Эвксинском аргонавты устремились на поиски аллювиального золота в колхидской реке Фасис (теперь Риони), которое местные жители моют, используя расстилаемые на дне реки овечьи шкуры. Две различные традиции переплелись не только потому, что Коликария стала Колхидой, Эя – Эей („землей“), а руно с горы Лафистий – черным пелионским. Дело в том, что утренний дворец Гелиоса, отца Ээта, располагался в Колхиде), самой дальней из известных Гомеру стран на Востоке, и греки знали о ясониках – святилищах Геракла Целителя, построенных на восточном берегу Понта Эвксинского эолийцами, ведущими там торговлю. Некоторые авторы утверждают, что понтийское плавание возглавлял именно Геракл. Более того, поскольку Гомер упоминает Ясона только лишь как отца Эвнея, снабжавшего греков вином во время осады Трои), и поскольку Лемнос расположен к востоку от Фессалии, то и считалось, что „Арго“ тоже плыл на восток. Так Планкты, или блуждающие скалы, помещенные Гомером в сицилийских водах, превратились в Босфор».