В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он
В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он – обладатель чудесного жезла‑кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.
С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:
– «Поймандр Гермеса Трисмегиста»;
– «Вселенская речь»;
– «Священное слово Гермеса»;
– «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;
– «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;
– «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;
– «О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»;
– «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;
– «О мышлении и ощущении»;
– «Ключ Гермеса Трисмегиста»;
– «Ум к Гермесу»;
– «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;
– «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;
– «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;
– «Определения Асклепия царю Аммону»;
– «О волнениях тела, сковывающих душу».
Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека – небо, глаза – Солнце и Луна, грудь – воздух, живот – земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума.
Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно – вплоть до Ньютона).
ГЕРОЙ
Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой‑архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя – ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.
В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно – вместе с божествами – или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).
Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»:
– собственно герой (Ахилл);
– культурный герой (Прометей);
– герой‑творец (демиург – Ильмаринен).
Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой – Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» – искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических – «принадлежащих земле» – чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом.
Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего – неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать – «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом.