Все, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время;Все низвергает во прах; краток предел бытия.Сохнут
Все, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время;
Все низвергает во прах; краток предел бытия.
Сохнут потоки, мелеют моря, от брегов отступая,
Рухнут утесы, падет горных хребтов крутизна.
Что говорю я о малом? Прекрасную сень небосвода,
Вспыхнув внезапно, сожжет свой же небесный огонь.
Все пожирается смертью; ведь гибель – закон, а не кара.
Сроки наступят – и мир этот погибнет навек.[5]
Луций Анней Сенека. Эпиграммы.
Космогонический миф Средиземноморья. – Египетские мифы о сотворении мира. – Небесная Корова. – Финикийские мифы о миротворении. – Космогонические представления хеттов. – Гесиод и его «Теогония». – Овидий и предание о Гильгамеше. – Орфический миф о миротворении. – Офион и Эрот. – Янус как бог‑творец. – Миф о расчленении первосущества. – Пуруша, Йима, Имир. – Зевс как первосущество. – Обустройство мира. – Олимп и Острова блаженных. – Аид (Гадес). – Творение людей. – Прометей. – Загрей. – Девкалионов потоп. – Миф о Золотом веке. – Кронос, Сатурн и Сатре. – Завершение обустройства мира: борьба за власть среди богов. – Олимпийские боги, титаны и гиганты. – Титаномахия. – Гигантомахия. – Тифон и Пифон. – «Стабилизация» олимпийского пантеона.
Всякая мифология начинается с космогонии, то есть со сказаний о том, как был создан и упорядочен мир. И мифология средиземноморская здесь, разумеется, не является исключением. Более того, она предлагает несколько вариантов космогонии – имеющих, безусловно, нечто общее, но все же во многом различающихся.
Начнем с древнейшего из космогонических мифов Средиземноморья – с мифа египетского. Известно, что египетская мифология «дробится» на мифологии номов (областей), в каждом из которых почитались собственные божества; лишь с началом эпохи Среднего царства в Египте начал формироваться общий мифологический свод (впрочем, главные божества страны менялись в зависимости от того, фараон какой династии находился на престоле). Поэтому египетская мифология содержит несколько «местных» версий космогонического мифа.
Гелиопольская версия этого мифа гласит, что в начале был Хаос (Нун) – бескрайняя, неподвижная студеная водная гладь, окутанная темнотой. Однажды из Нуна возник Атум – первый бог во вселенной. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место – какой‑нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды. И тогда бог создал холм Бен‑Бен – Изначальный холм. (Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и холм ожил, став Атумом.)
Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что делать дальше. Прежде всего требовалось создать других богов. Атум изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и Тефнут, богиню мирового порядка. Дети Атума потерялись в Первозданном Океане, поскольку света еще не было. Атум послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным». Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слезы упали на холм Бен‑Бен и превратились в людей.
Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию – быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут‑Маат миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи‑кобры – урея – стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть.
В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Бенну, как и Атум, никем не сотворенная. В начале мироздания Бенну летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на холме Бен‑Бен.
На холме Бен‑Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя – святилище Ра‑Атума.