Это всеобщее единение еще больше упрочивается в ходе масштабных праздничных религиозных собраний, на
Это всеобщее единение еще больше упрочивается в ходе масштабных праздничных религиозных собраний, называемых панегириями. По случаю такого празднества, имевшего место во время сотой Олимпиады в 380 г., Исократ написал речь «Панегирик».
Помимо панэллинских игр в различных городах имеются многочисленные местные конкурсы. Программа крупных праздников почти всегда включает в себя гимнастические состязания — наиболее часто проводимые среди прочих, а также музыкальные, драматические и смешанные конкурсы.
В Афинах во время Панафиней отдельные состязания, включающие в себя пять спортивных видов пентатлона, проводятся среди детей. В программу соревнований вводится эстафетный бег с факелами (лампадедромия), который требует от бегуна незаурядных атлетических качеств. Победители в качестве приза получают масло олив, растущих в роще Афинской Академии.
В Спарте практикуются соревнования по бегу с гроздьями винограда (стафиледромия). Под занавес празднования Осхофорий, посвящаемых Дионису, проводятся состязания по бегу, в которых участвуют эфебы. На Анфестериях, также устраиваемых в честь Диониса, проводится состязание пьющих. Во время Асхолии, праздника, проводимого в честь Диониса, проходят соревнования, суть которых в том, чтобы как можно дольше удержаться на ногах, стоя на наполненных вином бурдюках, смазанных маслом. Победитель получает бурдюк в качестве приза. В греческих полисах также проводятся конкурсы красоты.
По всей Греции все эти состязания и конкурсы проходят в честь тех или иных божеств.
ИГРЫ в узком кругу
Греки, будучи заняты на протяжении всего дня на достаточно тяжелых работах, — будь это ведение сельского хозяйства, ремесло, горнодобывающее дело или коммерция, — испытывают необходимость в восстановлении сил и нуждаются в развлечениях. Игры захватывают взрослых так же, как и детей. Воспитание подрастающего поколения проводится в достаточно увлекательной форме.
Игры греческих детей похожи на игры детей всех стран. Они играют в мяч, с воздушными шарами, в кости, в классы, в ио-ио, также они любят забавляться с волчком и кататься на качелях.
Различные игры в мяч практикуются и детьми, и взрослыми. Навсикая и ее подруги уже играли в мяч («Одиссея», песнь VI). Взрослые могут играть в мяч в гимнасиях, где есть специальное помещение для этой игры. Равным образом они любят игры с домашними животными — на вазах можно обнаружить многочисленные их изображения: собаки, ласки, петухи, бои которых в большом почете, различные птицы и даже иногда дикие одомашненные животные, ведомые на поводке молодыми людьми.
Во множестве практикуются и азартные игры: особенно игра в чет-нечет, в нее играют при помощи бронзовых монет, бобов или костей. В сочинении Платона «Лисий» (206, е) имеется аллюзия на это увлечение. Играют также и в кости при помощи трех терракотовых кубиков, на каждой грани которых проставлены буквы — каждая обозначает определенную цифру. Единицей здесь является очко. Лучший бросок — когда выпадают три шестерки, он называется броском Афродиты. Эсхил упоминает о нем в «Агамемноне» (ст. 32—33). Худший бросок — троекратное выпадение одного очка, так называемый «собачий бросок». В ходу также определенная разновидность игры «гусёк». Активно играют — при помощи жетонов — в шашки (петтейя).
Излюбленная игра греков, в основном практикуемая на симпосиях и в общественных местах, особенно в купальнях, — это коттаб. Необходимо попасть в неподвижную цель — обычно ею служит ваза — вином, которое остается в бокале игрока. Если у него получается, это означает хорошее предзнаменование. Коттаб имел такой успех, что возникли даже его вариации. К примеру, можно поместить в сосуд блюдца, которые будут плавать на поверхности воды, и надлежит выплеснуть вино таким образом, чтобы окатить наибольшее число блюдец. Еще придумали устанавливать вертикальный металлический стержень — на него сверху помещалась маленькая тарелка, которую необходимо было сбить вином. Победитель получал в качестве приза яйца, яблоки, пироги, сандалии, а иногда и поцелуй любимой. Женщины играют в эту игру на своих собственных пирах. Куртизанки, приглашенные на мужские пиры, наравне со всеми участвуют в этих состязаниях.
Один из самых ценимых греками видов развлечений — пирушка (симпосий). Любое событие, достойное празднования, служит поводом для организации пиршества. Если говорить совсем точно, то симпосии это не пиры, а собрания, где беседуют и при этом угощаются вином и танцуют. Хозяин дома приглашает гостей на подобную пирушку. Гость, заходя в дом, разувается, и раб омывает его ноги. Обслуживанием гостей занимаются молодые рабы и куртизанки. Гости едят, полулежа на кушетках с подушками, перед ними стоят маленькие столики, на которых выставлены блюда и напитки. В первое время стиль еды и пития достаточно простой. Рабы приносят блюда. Удовлетворив жажду и аппетит, по выражению Гомера, переходят к самым разнообразным развлечениям: это коттаб, интеллектуальные игры, представления, которые дают музыканты, акробаты и танцовщики обоих полов. Пиршество начинается с возлияний в честь богов, особенно Диониса. Возлияние заключается в том, что выпивают небольшое количество чистого вина и проливают несколько капель, обращаясь при этом со словами к богу. «Царь пирушки» выбирается жребием. Его роль заключается в том, чтобы определять пропорции смешивания вина с водой и указывать гостям, какое количество бокалов им следует выпить. Для того чтобы можно было продолжать веселье, подают десерт, в частности, свежие или сушеные фрукты и пироги. Поочередно пьют за здоровье каждого гостя. Если кто-то отказывается, то его наказывают: он должен станцевать полностью обнаженным или же трижды обойти зал с танцовщицей на руках. Женщины, за исключением куртизанок, не допускаются на пиршества. По сути, крупные пиры позволяют себе устраивать зажиточные граждане, и существует много дискуссий на тему, можно ли довериться изложениям тех речей, произнесенных во время пира, которые приводятся Платоном и Ксенофонтом в своих произведениях, целиком посвященных описанию застолья.