Громко звучащие имена живописцев появляются лишь с наступлением классического периода.Назовем здесь
Громко звучащие имена живописцев появляются лишь с наступлением классического периода.
Назовем здесь наиболее известные:
— Полигнот из Фасоса основал в середине V века в Афинах школу. Он украсил храм Гефеста и стоа пойкияе. В Дельфах он украшает лесхе (зал собраний) — здесь он изображает взятие Трои, а также мир мертвых. Упоминающие о нем писатели хвалят его за тонкую передачу психологии персонажей. Аристотель восхваляет Полигнота за тог высокий моральный смысл, который присутствует в его произведениях.
— Микон, ученик Полигнота, творил в начале V века. Микон помогал Полигноту расписывать стоа пойкиле— он изобразил сцены Марафонской битвы, сражения Тесея с Амазонками. Его кисти принадлежат и другие работы. В его произведениях реальность заменяется аллегорией.
— Аполлодор, Увек, афинянин, создает объемное изображение фигур, приглушая цвета и тени. Он оставляет работу с фресками, предпочтя ей роспись по дереву.
— Зевксис, 464—394, наиболее именитый художник. Сначала он приезжает в Афины, затем переселяется в Македонию, где работает над украшением дворца Архелая. Жизнь свою он заканчивает в Эфесе. Зевксис преимущественно работает над мифологическими сюжетами, а также над женскими образами. О нем говорят, что он изобразил кисть винограда столь достоверно, что птица прилетела клевать ее.
— Паррасий, афинянин, живший в V веке. Создавал станковые картины. Паррасий изобразил занавеску, якобы скрывавшую некую картину, так поразительно похожую на настоящую, что Зевксис попросил поднять ее .
Самым известным из всех живописцеб был Апеллес, творивший в эллинистическую эпоху.
МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Тот факт, что Перикл в V веке распорядился построить в Афинах, близ театра Диониса, Одеон показывает, что греки всегда имели вкус к музыке. Панафинеи начинаются с музыкальных исполнений в Одеоне. Музыка и танцы неотъемлемо связаны с поэзией и вообще с жизнью греков, о чем свидетельствует великое множество произведений искусства. Истоки греческой музыки теряются в дали времен. Пение и музыка следуют в русле монодических ритмов. Танец добавляет к речитативу и другие ритмы.
Обучение музыке выступает составной частью воспитания и образования молодого афинянина.
Музыкальные инструменты: 1 — кифара; 2 — лира; 3 — флейты; 4 — сиринга (флейта Пана)
Обучение искусству кифареда приобщает юношей к мудрости и к цивилизованной жизни (Платон. «Протагор», 325). Согласно формуле Платона («Государство», II, 376), гимнастика — для тела, а музыка — для души.
Инструментальная музыка и пение представлены множеством ритмов. Перед началом сражения гоплиты затягивают пеан, песнь во славу Аполлона, в случае победы они поют другой пеан, пеан победы. То же самое происходит и перед морской экспедицией. Спартанская армия всегда марширует под звуки музыки. Во время праздников дети устраивают песенные конкурсы. Во время симпосиев поют пеаны и слушают музыку. Пение и музыка постоянно сопровождают праздники.
Флейта задает ритм гребцам на триерах. Лирическая поэзия прибегает к средствам хорового и сольного пения, сопровождаемого музыкальными инструментами; трагедия и комедия выступают полноценными спектаклями: в них присутствуют музыка, пение, танцы и речитатив.
Тесная связь между пением, музыкой и танцами, — о наличии которой свидетельствуют многочисленные росписи на вазах, — характерна для культурной жизни Греции. Она восходит к очень давним временам. В ритмизированной поэзии мелодика играет существенно важную роль. Декламирующий речитативом стихи играет на лире или же ему аккомпанирует флейтист. Слушатели при этом танцуют.
Во время древних религиозных церемоний танцы вместе с музыкой являлись составной частью ритуальных действ. Во время Делии, праздника на острове Делос, к алтарю Аполлона направлялась торжественная процессия, ее участники пели просодиои и исполняли танцы журавля, символически изображавшие перипетии, происходившие с Тесеем в лабиринте. В Дельфах в ходе празднеств Септерий танцевали, жестами изображая битву Аполлона со змеем Пифоном. Во время деревенских праздников танцевали, держась за руки