В геометрическую эпоху основные виды ваз — амфора, предназначенная для переноса жидкостей, ойнохоя —
В геометрическую эпоху основные виды ваз — амфора, предназначенная для переноса жидкостей, ойнохоя — для разлива вина, кратер — для смешивания жидкостей, кубок — для питья. Орнаменты на сосудах весьма упрощенные. Вазы обретают стройность, меандр становится знаковой чертой геометрического стиля. Фризы и светлые полосы выделяются на черном лаке.
Между 1100 и 700 гг. в области производства керамики формируется новая традиция; абстрактные мотивы продолжают существовать, они становятся более утонченными, но появляются уже силуэты людей и животных, а также исторические сцены. Афинам удается быстро достичь превосходства, о чем свидетельствуют огромные (в человеческий рост) дипилонские вазы, обнаруженные на Кладбище Керамики. Изображение персонажей на них весьма упрощенное, безыскусное. Темы рисунков — морские сражения, погребальные обряды, особенно часто изображаются стенающие по умершим люди, а также похоронные процессии.
В VII веке вазопись, также как и скульптура, испытывает восточное влияние. Коринф изобретает чернофигурную технику: фигуры и декоративные элементы изображаются черным лаком, который наносится на натуральный глиняный фон. Именно на эту эпоху приходится апогей чернофигурного стиля. Роспись воспроизводит сцены, взятые из мифов и гомеровских поэм. Эти вазы продаются по всему греческому миру. Но в этом успехе уже содержатся зародыши поражения Коринфа. Качество ваз снижается. Производится слишком большое их количество. Соперничество между Коринфом и Афинами достигает своего апогея. Афиняне, которые также взяли на вооружение чернофигурную технику, при росписи ваз заботятся как о точности изображения, так и о проработке деталей.
Корабль Диониса. Древнегреческий килик
Вазы скорее разрисовываются, чем раскрашиваются. На них представлены мифологические сцены или же эпизоды из повседневной жизни. На первое место помещается человеческое тело, пейзажи с животными отходят на второй план. Художники начинают подписывать свои работы. В Афинах Неарх и особенно Эксекий, гончар и художник, а также вазописец Амасис доводят до вершинного уровня чернофигурную технику.
Но между 540 и 530 гг. появляется новая техника, прямо противоположная предыдущей: фигуры изображаются красной глинистой краской на черном фоне. Эта техника имела ошеломляющий успех. Мэтрами в этот период являются Эпиктей, Евфроний и его соперник Евфимид.
Суровый стиль (как этап развития керамики его определяют между 525 и 470 гг.) сориентирован на реализм, на изображение средствами живописи реальной жизни. Вазописцы этого периода являются великолепными рисовальщиками. Наиболее известны Дурис, Бриг, Макрон и Клеофрад.
В классический период Афины сохраняют за собой первенство в области росписи ваз. Наиболее модным предметом в этот период является лекиф, расписанный по белому фону, такой фон предоставляет богатые возможности в плане использования всевозможных красок. Художники вводят в рисунки элементы реальной жизни. Реноме Афин, определяемое теми великими творениями, что собраны в Акрополе, побуждает художников отдавать приоритет «языку», а не орнаментальным украшениям. Темы рисунков задаются мифами или эпопеями. В плане характера изображения выстраиваемые сцены достаточно строги, сдержанны. Оставаясь верными краснофигурной технике, вазописцы начинают отдавать предпочтение свободному стилю. Через некоторое время на вазах, расписанных в цветистом стиле, также начинают преобладать жанровые сцены.
Прощание с воином. Около 430 г. до н.э.
В IV веке центры производства керамики перемещаются в Большую Грецию. Афинская керамика сходит на нет, и до конца этого столетия о ней более не слышно.
♦ Живопись
Хотя почти все живописные работы к настоящему времени утрачены, мы имеем сведения об известных художниках того времени — о них упоминают писатели античности.
Согласно Плинию, живопись очень высокого уровня появляется в архаическую эпоху — до нас дошли относящиеся к этому периоду коринфские деревянные панно, расписанные яркими красками.
Относящееся к V веку надгробие ныряльщика, обнаруженное близ Пестума, известно своим живописным украшением. В последнее десятилетие обнаружен также ряд надгробий, относящихся к IV веку.