Пара золотых ладьевидных серег из погребения в Эретрии. V в. до н.э.Рождение Афины. Зевс, Афина и Ге
Пара золотых ладьевидных серег из погребения в Эретрии. V в. до н.э.
Рождение Афины. Зевс, Афина и Гефест. Роспись сосуда. VI в. до н.э.
Европа и Зевс в образе быка.
Афинский Акрополь
Эрехтейон. Портик кариатид. V в. до н.э.
Храм Афины Победительницы на Акрополе. V в. до н.э.
Скульптурные украшения Парфенона на Афинском Акрополе. V в. до н.э.
Бронзовый шлем. V в. до н.э.
Гречанка.
Сафо и Алкей. Художник Л. Альма-Тадема
Греческие девушки собирают гальку у моря. Художник Ф. Лейтон
Дафнефория. Художник Ф. Лейтон
На Олимпе обитают и несколько богов менее значимых: Геба, богиня юности, три грации и девять муз, Ирида, посланница богов.
Мифология
Как мог столь рационалистический народ, как греки, проникаться такими безрассудными историями и верить им? Это основной вопрос, которым задаются читатели мифологических повествований. Ведь тут явлено нечто противоположное здравому смыслу (логосу). Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует прежде всего не впадать в распространенную ошибку увязывания мифологии с религией. Если отдельные мифы и нацелены на то, чтобы объяснить некоторые природные явления, за которые ответственны определенные боги (к примеру, тут можно сказать о культе Деметры и его связи с представлением о растительном цикле и об обновлении всей природы), невозможно сказать этого обо всей мифологии. Существенно важный момент в плане понимания мифов заключается в ясном осознании того, что ритуалы предшествуют мифу. Рядом с древним ритуалом, смысл которого, возможно, уже утерян, возникает история бога, его помещают в определенное время и место, дают ему разнообразные эпитеты — все это с учетом того, каких проявлений его сущности ожидают в тех или иных ситуациях. Следует найти понятные человеку образы, в которых он мог бы опознать себя и своих ближних. Мифология, таким образом, является чем-то противоположным политеизму и антропоморфизму.
До того момента человек еще не появлялся на сцене. Одному из Титанов, который с самого начала занимал сторону Зевса, было предписано сотворить человека. Речь идет о Прометее. Рядом с ним находится его брат Эпиметей, ветреник, который одарил животных всеми благами, ничего не оставив людям. Тогда, чтобы исправить положение, он призывает на помощь Прометея, который начинает с того, что дает людям способность держаться на ногах. Потом он похищает огонь с Олимпа с солнечной колесницы, унося его на факеле.
Но женщин до сей поры еще нет. Зевс, разгневанный на Прометея, приказывает Гефесту создать женщину ласковую и очаровательную — Пандору (одаренную всеми возможными достоинствами). Боги преподнесли ей ящик, в который каждый из них положил какую-то вредную сущность, и попросили ее не открывать его. Она отправляется к Эпиметею, который берет ее в жены, несмотря на предупреждения Прометея. Пандора приподнимает крышку ящика, и все пороки и несчастья, поражающие мир, распространяются по всей земле. Зевс приковывает Прометея к скале. Эсхил сделал из Прометея мятежного героя, поднявшегося против несправедливости и злоупотреблений властью.
Вот первый из великих мифов, который, как мы уже сказали, не следует рассматривать как религиозное повествование. Этот миф, возможно, является результатом попыток человека осознать, что он видит вокруг себя. Другие же мифы не дают никаких объяснений этого рода.