Воплощение мечты о "греческом мире" - Греция - храмы, надгробия и сокровища - География
Греческий археолог Манолис Андроникос поставил золотой ящик на землю, и, открыв его, ему пришлось сделать над собой огромное усилие, чтобы сохранить видимость профессионально-холодного отношения к происходящему, — в ящике находились кремированные останки. Но чьи? "У нас чуть глаза не былезли из орбит, — признавался потом Андроникос, вспоминая охватившие его в тот момент чувства. — Я отошел немного в сторону от коллег — участников раскопок, от зрителей и полицейских и постоял в одиночестве, чтобы пережить это невероятное ощущение. По всем признакам, мы нашли царское погребение; и если мы верно датировали найденные предметы — а оснований сомневаться, по-видимому, не было, — то я не решался даже подумать о значении находки. Впервые по позвоночнику прошла дрожь, словно меня ударило током. Неужели я держал в руках кости Филиппа? Такая мысль представлялась настолько ошеломляющей, что мозг отказывался ее воспринимать".
Андроникос знал, что Филипп II — одна из самых ярких фигур античности. Взойдя на македонский престол в возрасте 23 лет, Филипп всего за четыре года поднял свое царство до уровня самых сильных греческих государств, а спустя еще 17 лет стал владыкой всей Эллады, включая и прежде могущественные Афины. Но наиболее значительное достижение царя, обеспечившее ему место в истории, — его отцовство: сын Филиппа Александр Великий создал самую прославленную в древнем мире империю.
Погребение — холм ПО метров в диаметре, известный как Великий курган, — расположено в неровной местности у македонской деревни Вергина, примерно в 48 километрах к северу от горы Олимп. На буквально испещренной следами античного величия территории находится около 300 могильных насыпей, а также руины дворца, театра, храмов, прославивших царскую столицу. Впервые эта площадка привлекла внимание археологов в 1855 году, когда в случайном разговоре с местным священником о ее существовании узнал путешествовавший по здешней округе молодой французский ученый Леон Юзи.
Юзи сам начал раскопки, но их скоро прервала эпидемия малярии среди рабочих. Тем не менее француз предсказал, что в один прекрасный день Вергина поведает замечательные тайны. "В этих македонских памятниках, как и в подземных могильниках Египта и Этрурии, — писал он, — нам предстоит найти не просто некий набор древних предметов, здесь в ожидании открытия лежат жизнь и история целого народа".
Андроникос с коллегами начали копать Великий курган в конце августа 1977 года. За несколько недель раскопок им удалось обнаружить три важных объекта: фундамент здания — предположительно геройона, то есть святилища для отправления культа покойного; гробницу, в которой уже побывали воры, с прекрасным настенным изображением похищения Плутоном божественной девицы Персефоны, и самый интригующий — вторую гробницу, превосходящую первую размерами. Последний памятник имел две закрытые и неповрежденные мраморные двери — единственную пару дверей, сохранившуюся в целости со времен античных греков.
Над входом на фасаде усыпальницы находился живописный фриз, исполненный с величайшим мастерством и представляющий охотников, которые преследуют льва, оленя, пернатую дичь и других животных. "Размер погребения, — писал Манолис Андроников — редчайшая настенная роспись, а также найденная поблизости "малая" могила и фундамент геройона заставляли предположить, что в этой гробнице должна покоиться какая-то необычайно важная персона".
В ноябре археологи проникли в погребальное помещение. Чтобы не повредить двери, ученые прибегли к испытанному способу древних грабителей могил: они вынули последнюю деталь, крепившую сооружение усыпальницы — так называемый замковый камень на оси сводчатого потолка. Андроникос знал, что камень лежит у дальней стены склепа и его можно извлечь, не разрушая всю конструкцию. Заглянув в отверстие, археолог увидел комнату, заполненную грудами драгоценных погребальных предметов. Прежде всего его поразили краски: темно-зеленая патина окислившейся бронзы, красно-черное ржавое железо, блеск старого серебра, куски дерева, почерневшего от огня и истлевшего, но мерцающего крошечными золотыми листочками.
На фрагменте не утратившего своей впечатляющей силы изображения в ужасе кричит молодая женщина. Роспись изображает похищение Персефоны и сделана на стене гробницы в Верите, которую некоторые специалисты считают могилой Филиппа II. Эта и две соседние сцены — немногие из сохранившихся образцов монументальной греческой живописи четвертого века до н. э.