Благодаря Баланосу, к 1933 году Парфенон восстановил, насколько тогда это было возможно, свой внешни
Благодаря Баланосу, к 1933 году Парфенон восстановил, насколько тогда это было возможно, свой внешний вид, который, предположительно, имел 250 лет назад, — хотя мнения ученых относительно того, следует ли приветствовать подобное достижение, разделились. Еще в 1922 году собственный помощник Баланоса, Анастасиос Орландос, возражал против реконструкции колоннады без проведения параллельных работ на месте целлы и публично порвал со своим руководителем. Другие обвиняли Баланоса в стремлении построить внушительное свидетельство славы перикловых Афин, недостаточно считаясь со сведениями о подлинной форме храма. Баланос действительно использовал в реконструкции первые попавшиеся обломки мрамора, не слишком обращая внимание на то, где данный камень находился первоначально. Хуже того, когда его не устраивала форма осколка, Баланос обрезал фрагмент, чтобы тот лег на место в соответствии с его замыслом. А наиболее разрушительными оказались примененные им стальные штыри: они окислялись и деформировались, образуя трещины в блоках, которые должны были скреплять. Баланос знал, что такое может произойти, но это его не останавливало: решать чрезвычайно сложную задачу по исправлению своих ошибок он предоставил сегодняшним реставраторам.
На верхнем снимке (1931 года): Афинская Агора перед началом раскопок, в значительной мере она скрыта под современной застройкой. Чтобы расчистить место для археологического заповедника и для продолжения раскопок (нижняя фотография) были снесены сотни домов. В центре — Стоа Аттала, относящаяся ко второму веку до н. э. и восстановленная — в качестве музея — в 1950-х годах. На обоих снимках в правом верхнем углу виден Акрополь, а слева Гефестейон — храм, посвященный кузнечному богу Гефесту и Афине, покровительнице художников и ремесленников.
Этот масштабный макет выполнен на основе результатов раскопок, ведущихся с 1931 года. На нем воспроизводятся Агора и ее общественные здания в том виде, какой они имели около 400 года до н. э. Слева на склоне холма стоит Гефестейон, служащий хорошим ориентиром. Низке и еще левее — круглый Толос: здесь, сменяя друг друга, несли дежурство представители десяти афинских фил, чтобы круглосуточно обеспечивать немедленную реакцию на чрезвычайные происшествия и постоянно наблюдать за повседневной городской жизнью. В правом нижнем углу, под красной крышей, — монетный двор.
В отличие от предшественников, работавших на Акрополе, археологи, получившие право раскапывать Агору — торговый и общественный центр классических Афин, — избежали таких спорных решений хотя бы потому, что слишком большие усилия были затрачены на ее поиски. Со времен средневековья Агора не раз перестраивалась, ее точное местоположение в современном городе давно утрачено. Ничто не нарушало ее покой до 1929 года, когда на поиски Агоры прибыли специалисты из Американской школы классических исследований, финансируемой заокеанским миллионером Джоном Рокфеллером-младшим.
Согласно всем воспоминаниям, прекрасно сохранившийся мраморный храм пятого века, некогда известный как Тесейон, а теперь — как Гефестейон, возвышался на холме к западу от того участка, где, по предположениям археологов, находилась Агора. И уже в 1859 году Греческому археологическому обществу удалось расчистить большое здание из мрамора и известняка — Стоа Аттала — с колоннадами, воздвигнутое на восточной стороне площади во втором веке до н. э. Однако лишь в 1934 году Агору удалось идентифицировать с полной достоверностью: американцы открыли здесь развалины простого, круглого в плане строения диаметром более 18,3 метра и определили его как сердце афинской демократии пятого века до н. э. — Толос. В его стенах собирались 50 членов притании, или исполнительного комитета, входивших в состав Совета пятисот (или буле — органа, который образовал Клисфен) и сменявшихся здесь на основе ротации. Комитет отвечал за повседневное управление Афинами, и в Толосе в любое время суток заседали не менее 17 его членов, чтобы гарантировать немедленную реакцию на любые чрезвычайные обстоятельства. Археологи нашли здесь обломки покрытой черной глазурью керамики: горшков, чашек и кувшинов, предназначенных для пищи, — что свидетельствует о неусыпной бдительности членов комитета.