В Восточном Крыму отдельным форпостом греческой культуры и византийских традиций оставалась Сугдея,
В Восточном Крыму отдельным форпостом греческой культуры и византийских традиций оставалась Сугдея, население которой до середины ХIV ст. составляли греки и христианизированные элементы других народностей. В отличие от степного Крыма и Керченского полуострова, на территории которых очаги христианско-византийской культуры были уничтожены кочевыми ордами, в южном регионе Крыма они существовали на протяжении длительного времени, до конца ХV ст. (а их остатки – до конца ХVIII ст.), опираясь на благоприятные для обороны природные условия и умело используя политические, экономические и этнические разногласия между своими соседями. Дмс на предприятии выбрать дмс.
В VIII-Х ст. в Восточный Крым и Приазовье проникают древнерусские дружины и купцы. Нападения дружин древнерусских князей на византийские владения начались ещё до государственного оформления Киевской Руси и приобрели в IХ ст. значительный масштаб. Не прекращались они и впоследствии. В течение Х ст. киевские князья Олег (911г. ), Игорь (941, 944 гг. ), Святослав (969, 976 гг. ), Владимир (988г. ) осуществили ряд военных походов на Византию. Однако эти походы отличались от предыдущих, поскольку были направлены не только на достижение исключительно грабительских целей, в частности на получение дани, но и на заключение выгодных для Руси соглашений, в которых отстаивались политические и экономические (торговые) интересы древнерусского государства. Одновременно с военными походами, а в некоторой степени и благодаря им, устанавливались и торговые отношения.
За греками – купцами, монахами и церковными иерархами – на Руси появились греки – ремесленники, строители, архитекторы, которые принимали участие в возведении величественных храмов, обучали мастерству местных строителей.
Постоянные связи Византии и Руси способствовали не только заимствованию ряда элементов и достижений материальной и духовной культуры Византии, но и освоению технологии её воспроизведения, адаптации к новым социо- и этнокультурным потребностям. Византийская литература, которая сначала проникала на древнерусские земли либо в греческих оригиналах, либо в болгарских и сербских переводах, обусловила создание славянских алфавитов. Таким образом, греческая устная письменность стала образцом и основой глаголицы и кириллицы.
Византийское влияние сказалось и на материальной культуре Киевской Руси. Культурно-исторические взаимоотношения южнорусских земель с Византией наблюдались и позднее, до её падения в 1453г. Древнерусские княжества поддерживали торговые отношения и церковные связи с Константинополем, Афоном и другими центрами православного мира, однако они уже никогда не достигали прошлых масштабов.