129. Седьмой подвиг: Критский бык - Жизнь и подвиги Геракла - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература
Эфрисфей приказал Гераклу совершить седьмой подвиг и поймать Критского быка, однако до сих пор нет ясности: был ли это бык, посланный Зевсом, чтобы похитить Европу, или тот, которого Минос не захотел пожертвовать Посейдону и от которого Пасифея родила Минотавра. В то время этот бык опустошал Крит, особенно берега реки Тефрин, вырывая с корнем посевы и разрушая садовые ограждения.
b. Когда Геракл отплыл на Крит, Минос предложил ему любую помощь, которая только была в его власти, но Геракл предпочел поймать быка в одиночку, несмотря на то что тот изрыгал все испепеляющее пламя. После длительного поединка ему удалось одолеть быка и переправить его за море в Микены, где Эврисфей посвятил его Гере и отпустил на свободу. Гера, однако, отказавшись от подарка, который лишь еще больше увеличил славу Геракла, отправила быка сначала в Спарту, а затем опять в Аркадию и через Истм — в аттический Марафон, откуда Тесей позднее привел его в Афины, чтобы пожертвовать Афине.
c. Тем не менее многие до сих пор отказываются отождествлять Критского и Марафонского быков.
Аполлодор ІІ.5.7; Диодор Сицилийский IV.13; Павсаний I.27.8.
Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VIII.294; Аполлодор. Цит. соч.
Теон Александрийский. Комментарий к Арату.
1. Схватка с быком или человеком, обряженным в быка, была одним из ритуальных испытаний, которое должен был пройти кандидат на царский престол (см. 123.1). Она фигурирует в истории с Тесеем и Минотавром (см. 98.2), так же как в истории с Ясоном и огнедышащими быками царя Ээта (см. 152.3). Когда бессмертие, являвшееся атрибутом должности царя-жреца, стало доступно любому посвященному в Дионисийские мистерии, одолеть быка и посвятить его Дионису Плутодоту («дающий богатство») стало широко распространенным обрядом.
Основной ипостасью Диониса был бык, но он появлялся и в образе льва, и в образе змея (см. 27.4). Прикосновение к рогу быка (см. 127.2) позволяло царю-жрецу оплодотворять землю, вызывая дождь. С точки зрения магии, это объяснялось тем, что мычание быка предвещало грозу. Для этой же цели раскачивали большие «бычьи» раковины, издававшие звуки, похожие на мычание. Для имитации молний размахивали факелами (см. 68.a), из-за которых быки казались наделенными огненным дыханием.
2. Дионис назван Плутодотом потому, что держит в руке рог изобилия, вырванный из головы быка. Первоначально с помощью этого магического средства вызывали дождь (см. 142.b). Культ Диониса возник из культа критского Загрея, а, как известно, Загрей превращался во льва, рогатого змея, быка и Крона, вызывающего дождь (см. 30.3).
Смотрите также
97. Тесей и Медея
Когда Тесей прибыл в Аттику, его встретили на берегу реки Кефис
сыновья Фитала, чтобы совершить над ним обряд очищения от крови, которую тот
пролил, в особенности от крови Синиса, который приходился ...
Искусство VIII—VII вв. Период восточного стиля (750—600 гг.)
В конце VIII в. греческие рабовладельческие полисы встали на путь могучего развития
производительных сил и бурной социальной борьбы. Искусство начального периода этого
процесса (примерно с 750 по ...
Особености античной историографии
К категории литературных источников относятся не только сочинения греческих и
римских историков, но вообще все литературные памятники античного мира, поскольку
все они в той или иной мере отражают ...