Политическая идентификация. - Бургундия в поисках самоидентификации - Полезно знать - Литература
Состояние бургундского общества и государства на период начала реформ Карла Смелого.
Сословно-представительная система.
Реализация центральной властью судебной, налоговой или военной политики предполагала постоянное взаимодействие монархии и общества. В этом взаимодействии противоборство сил данных сторон сосуществовало с их взаимоподдержкой и взаимными уступками. Последнее обстоятельство красноречиво свидетельствовало об ограничениях, которые ставили сословия, снимая или корректируя притязания монарха, часто далеко опережавшие в их правовых и даже законодательных формулах действительные возможности центральной власти. В постепенном продвижении центральной власти по пути обретения ею действительно публичного характера существенную роль сыграла практика сословно- представительных собраний. Лимитами герцогской власти в ней служила коллективная и институционно оформленная активность сословий.
В деятельности штатов, которые были заметным фактором политической жизни XIV-XV вв.[161] были трансформированы старые принципы феодального частного права. Один из них – принцип индивидуального согласия вассала на экстраординарную помощь или побор сеньора – в период развитого феодализма реализовался в идее о необходимости совета государя с сословиями, уже относящийся к области государственного права.
С начала XIV в. идея совета государя с сословиями прочно вошла в сознание общества и была признана центральной властью.[162]
В известной мере на основе феодального частного права вассала менять сеньора, если тот нарушит условия договора, сословия постепенно формируют в своих ограничительных действиях по отношению к монархии идею политического контракта, который мог быть ими разорван.[163]
Особенно четко эта идея сформировалась в нидерландском обществе. О чем свидетельствуют события уже XVI в.[164] Вообще же нужно сказать, что власть герцогов держалась в первую очередь на симпатии подданных, только этом случае решение герцога поддерживалось на штатах.
В XIV и особенно XV в. появляются идеи о различии между личностью государя и государевым достоинством. И если корона как результат общей воли не могла быть ни чем ограничена, государь должен был подчиняться закону, подобно другим поданным. На ассамблее Генеральных штатов Франции 1439 г. Жак Ювенель Дезюрсен объявил короля только «пользователем» короны.[165] Аналогичные процессы шли и в Бургундии, осложненные еще и тем, что у графа Фландрии совсем иные полномочия, чем у герцога Бургундии.
Практическая роль штатов в обществе определялась главным образом присущей им функцией утверждения налогов. На их ассамблеях выдвигались и обсуждались проекты реформ, однако они не завоевали юридически закрепленного права законодательной инициативы или утверждения закона. Правда, местные штаты располагали судебно-административными правами и имели исполнительные комитеты в перерывах между собраниями.[166]
Создать единый орган, подобный Генеральным штатам во Франции мешал провинциальный сепаратизм, с которым связан процесс замедленной консолидации сословий в общегосударственном масштабе, ослаблявший их позицию местническими распрями.
В предыстории бургундских провинциальных и местных штатов можно выделить их первоначальное ядро – сеньориальную курию, более или менее должно отстоящую от собственно представительных собраний. Такие курии в Бургундии фиксируются уже в XII в.[167]
Процесс централизации провинциального уровня привел к превращению курий в представительные собрания. И в 1352 г. впервые созывается Бургундская провинциальная ассамблея.[168]
Политическая ситуация в Бургундии, характеризуемая в период становления местных и провинциальных штатов относительной слабостью герцогской власти, помогла им приобрести значительные политические и фискальные права и обеспечить внутреннюю связь. Источником силы представительного режима здесь служило наличие исполнительного комитета, а также обладание правом сбора налогов силами штатов в Шароле, Маконне и Оссоне.[169]
Осложнения возникали в том, что при присоединении новой территории к Бургундии, герцог подтверждал старые привилегии и утверждал новые, и таким образом права штатов разных провинций были очень различными. И унификация их вызвала бы резкое сопротивление
Центральная власть не может отказаться от провинциальных штатов, так как исполняемые ими административные функции помогают избежать части трудностей, что в условиях нехватки кадров очень важно.
Таким образом, можно сказать, что сословно-представительная система Бургундии была хорошо развита и имела свои особенности по сравнению с Францией. Отсутствовал единый коллективный орган региональных штатов. Провинциальные штаты имели значительные права и привилегии. Все это расшатывало и без того нестойкую Великую Бургундию.