Скифское искусство - “звериный стиль” - Образ жизни и обычаи скифов - Полезно знать - Литература
В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего, что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем". Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии. В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля. Исследователи – скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами. В "зверином стиле" украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами определенного назначения, отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов. Собственно скифский стиль отличается от сибирского приемами стилизации, восходящими к технике резьбы по дереву и кости, а также некоторыми персонажами, свойственными только для скифского (лось), или только для сибирского стиля (медведь). В скифо-сакском искусстве просматриваются изменения в стилизации и зверей. Так, например, раннему искусству не свойственна "боязнь пустоты", подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного, для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости и гораздо реже дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных, а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками. Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен Горный Алтай. И если европейские скифы, вошедшие в контакт со своими западными соседями, восприняли и переняли многое (в частности у греков), то азиатские племена скифского времени, несмотря на множественные контакты со своими соседями, сохранили свою самобытность. Поэтому они и являются для нас наиболее интересными для изучения. Скифский стиль поражает нас беспредельным разнообразием мотивов и приемов стилизации и оформления. Изобразительное декоративное искусство скифов является ярким показателем своеобразной культуры народа, уровня его художественного восприятия и силы его творчества. В нем отражается характер скифских племен. Задачей этого искусства было украшение всевозможных утилитарных вещей, и нельзя назвать ни одной вещи, которую не стремились бы приукрасить. Несмотря на разнообразную технику, характерные особенности изобразительного искусства, его стиль оставался независимым от материала, и поэтому может быть рассмотрен по основным мотивам. Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ", спиралевидные (в деталях животных) бегущие волны, а также орнаменты, наподобие георгиевских крестов, крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов, стилизованные свастики и ажурные кресты. Основным мотивом в растительном орнаменте фигурирует " запятая ", вписывающаяся в украшения из листьев, а основными деталями были розетки, пальметки, трех лепестковые и более сложные листья, бутоны, и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические фигуры. В животных орнаментах, исходя из общей тенденции заполнения орнаментом всей поверхности украшаемого предмета, можно говорить о двух основных приемах: геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур, и усложненном мотиве дополнительного разветвлении одного и того же рисунка. В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных, например из клыков кабана, или когтей зверей и птиц. В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками, и горного барана или архара, множество изображений орлов и грифонов. Встречаются изображения и водоплавающих птиц, в частности, гуся. Оленьих изображений не так много, как лосиных, но они также разнообразны. В скифском искусстве олень появляется рано, и притом в уже вполне устоявшемся стиле. Это лежащий олень с поджатыми ногами, вытянутой вперед головой, и рогами во всю длину тела, положенными на спину. Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких кошек; тигров, барсов, изредка встречающихся львов. Обычно эти хищники изображались оскаленными, с непропорционально большой головой, часто с вывернутой задней частью туловища. Изображений кабанов секачей только два, хотя в Причерноморье кабаний, а также заячий мотив получил большее распространение. Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные, а также петухов, как переработку китайских фениксов (фын-хуань). Изображения же рыб крайне схематичны: контурный абрис, распластанный плавник в профиль и боковые плавники по контуру. Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов, но изображали они не их, а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком. Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями, сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение, что его можно встретить во всех крупных захоронениях. Ушастыми грифами не ограничивались и широко использовали мифических грифонов, рогатых львиных и орлиных, похожих на грифонов Средней Азии. Среди произведений горно-алтайцев много фантастических животных, сочетающих в себе признаки не только различных видов но и различных семейств. Например грифовые головы с оленьими рогами, или собачьи головы с кабаньими клыками, зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры.