Идеи философов были не по вкусу широкой публике, которая считала, что они пагубны для религии и для
Идеи философов были не по вкусу широкой публике, которая считала, что они пагубны для религии и для гражданского сознания. Появились обвинения в безбожии.
Упомянутые выше философы именуются досократиками.
До нас не дошло ни одной письменной работы самого Сократа, он нам известен преимущественно по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта. В «Тускуланских беседах» (V, 10) Цицерон говорит: «Сократ первый свел философию с неба, поселил в городах . и заставил рассуждать о жизни и нравах, о добре и зле».
Досократики и сократики
Досократики | |||||||
Ионийцы |
Эфесяне |
Элеаты |
Пифагорейцы | ||||
Фалес Анаксимандр Анаксимен |
Гераклит |
Ксенофан Парменид Зенон Элейский |
Пифагор Тимей |
Левкипп Анаксагор Эмпедокл Демокрит | |||
Софисты | |||||||
Протагор Горгий Гиппий |
Продик Калликл Ф рас и мах | ||||||
Сократ (470-399) | |||||||
Платон |
Мегарцы |
Киники |
Киренцы | ||||
Аристотель |
Эвклид Сократик Эвбулид Диодор из Кроноса Стилпон |
Антисфен Диоген Кратет |
Аристипп Феодор-Атеист | ||||
Сократ был выходцем из весьма скромной семьи. Он проводил регулярные встречи с афинянами на Агоре. Его стремление усовершенствовать дух и сознание человека имело под собой цель заставить понять своего собеседника осознать ошибочность своих представлений. Для этого он использует систему вопросов и ответов, вынуждая собеседника признать свои ошибки. Сократ заплатил жизнью за свои убеждения. Для последующих эпох он стал воплощением идеала мудреца.
Сократ
Основываясь на интуициях Сократа, Платон разработал огромную систему концептов; он пишет диалоги, очень своеобразные по своему стилю и энергичному слогу.
Несмотря на катастрофу, которая произошла с греческой литературой в результате сожжения Александрийской библиотеки, труды философа сохранились. Платон основывает Академию, философскую школу.
На протяжении веков было написано такое количество книг о Платоне, что нет необходимости расписывать здесь его философскую систему. Ограничимся здесь лишь кратким описанием некоторых аспектов его столь богатой и столь завершенной мысли.
Платон верит в бессмертие души. В течение того времени, которое предшествовало ее нынешней жизни, она созерцала вечные истины, Идеи, и сохранила о них лишь смутные воспоминания. Миф о пещере («Государство», I, 7) очень наглядно и поэтически возвышенно представляет эту теорию. Майевтика имеет своей целью раскрыть истины, которые спят в душе. Знание — это припоминание. Высшая Идея — это идея Блага, наивысшая цель, к которой может стремиться душа. Но можно заблуждаться относительно того, что есть Благо. Посредством диалектики можно понять, что есть Благо для человека. В конечном счете оказывается, что Высшее благо — это справедливость, которая проходит не по разряду личных заслуг и достоинств, но имеет отношение к всеобщей гармонии, порядку.
Антисфен