Измерение времениИзмерение времени не составляет для грека предмет особого беспокойства.Между тем в
Измерение времени
Измерение времени не составляет для грека предмет особого беспокойства.
Между тем в V веке уже существуют два прибора, служащие для измерения времени: солнечные часы — гномон — и клепсидра. Солнечные часы могут быть портативными.
Основу конструкции, изобретенной астрономом Метоном, составляла вертикальная стрелка, сориентированная на горизонтальную плоскость гномона, она на протяжении дня отбрасывала тени различной длины. По этим меткам можно, к примеру, определять время для свидания. Клепсидра — это часы на водной основе, которые отмеряют временную продолжительность, будучи сориентированными на равномерное истечение воды. Продолжительность речи выступающего на публике регламентирована соответствующими установлениями и отмеряется клепсидрой. Однако функционирование клепсидры приостанавливают на время зачтения документов и заслушивания свидетелей. Разделение дневного времени всегда остается несколько неопределенным. Люди встают рано, с восходом солнца, и день делится на временные промежутки, отводимые для общественных обязанностей, накладываемых полисом, личных дел и досуга. Аристофан пишет: «Вы ж надлежащих дней не чтите, повернули все вверх дном» («Облака», 615—616).
Религиозные праздники Афин, исключительно многочисленные, также ритмизируют годовой период и жизнь полиса. Официально год начинается в месяц Гекатомбеон. Самый нагруженный праздниками месяц — Пианопсион (октябрь). Панэллинские игры также служат важной реперной точкой.
День гражданина
В V веке единственными жестко фиксированными во времени мероприятиями являются разного рода собрания, ассамблеи, суды и т.д. Эти собрания начинаются с восходом солнца. Гражданину также необходимо заниматься в городе своими личными делами, будь это творческая деятельность или коммерция, или же определенные «свободные» роды занятий — к примеру, работа логографом, адвокатом, преподавателем или лекарем.
Работа у гражданина начинается рано утром и продолжается до захода солнца, в основном до середины второй половины дня.
Все перечисленные выше роды деятельности занимают весь день гражданина. В полдень у него наступает перерыв на легкий, быстрый обед. Достаточно часто мужчины отводят свое вечернее время для совместного ужина. Средствами отвлечения от ежедневной работы для них служат игры, физические упражнения в гимнастических залах и празднества. Вряд ли подпадают под определение подлинного досуга такие виды времяпрепровождения, как фланирование по Агоре, по городским улицам и посещение, скажем, цирюльни.
У Фукидида Перикл в своей речи в честь погибших воинов, которая одновременно является и хвалебным словом в отношении нравов и законов полиса, говорит: «Для отдыха от своей работы мы создали огромное количество надлежащих мест» (II, 28). Это могут быть как публичные, так и частные места отдохновения и восстановления сил.
Агора — место собраний и развлечений. Площадь мощена щебнем, тенистые места образуются деревьями и фонтанами. Около 5000 человек собираются здесь каждое утро для решения своих личных дел или ведения дискуссий на политические темы. Тут совершаются коммерческие сделки, осуществляются деловые встречи. Сюда на своих маленьких осликах крестьяне привозят оливы, цветы, продукты с огорода; сюда съезжаются рыбаки с повозками, груженными рыбой, и иностранные торговцы со своими экзотическими продуктами. Товары раскладываются на специальных подставках или на земле. Среди торгующих прохаживаются общественные инспектора, менялы, переписчики. В галерейных помещениях размещаются лавки ремесленников. Золотая молодежь избегает посещать это место из снобизма. Но философы тут прогуливаются. Платон описывает беседы, услышанные им в мастерской кузнеца. Клиент Лисия, инвалид, который держал в этом месте свою лавку, дает нам представление о том, что представляла собой Агора: «Он (обвинитель) говорит, что моя лавка — место встречи порочных людей . Вообще же это свойственно каждому из вас: вы заходите к парфюмеру, к цирюльнику, к сапожнику, к кому угодно еще . так что можно также осудить и вообще всех людей, которые заходят к кому-то, точно так же, как и всех афинян, поскольку вы все любите прогуливаться и останавливаться в подобных местах».