Экономическая жизнь - Известные греки классической эпохи - Известные греки
Предварительно уточним, что слово ойкономия имеет у древних греков не тот же самый смысл, что имеет слово «экономика» в современном понимании. У них оно означало управление семейным поместьем / хозяйством.
Бблыиая часть населения Древней Греции — сельская. Сельское хозяйство — это основа экономики и всей жизни общества. Рельеф Греции преимущественно гористый, равнин мало. Земля в основном бедная, даже в долинах, где плодородный слой почвы достаточно тонкий. Только упорный труд земледельцев плюс кропотливые ирригационные работы позволили создать небольшие участки, приносящие неплохой урожай.
Каждый полис включает в себя город (асти) и сельскую местность (хору), на которой чаще всего проживают собственники, занятые возделыванием своих участков. Крестьянин крепко держится за свою землю. Аристофан рисует горе крестьянина, переселившегося в город: «Чудесной, тихой жил я жизнью сельскою» («Облака», 43—52), а также в другом месте: «Мне город мерзок, о село желанное!» («Ахарняне», 33—36). Велико было отчаяние жителей Аттики, которых Перикл вынудил покинуть свои земли, для того чтобы искать прибежища в Афинах. С этим связано множество попреков в его адрес.
Начиная с VI века рядом с мелкими земледельцами-крестьянами появляются фигуры управляющих, определяемых на поселение в деревне крупными землевладельцами, проживающими исключительно в городе. Эти управляющие должны поставлять землевладельцам продукты или их денежный эквивалент. Но для грека идеалом всегда будет оставаться подлинный земельный собственник, свободный, независимый, работящий, противник войн, грозящих разорить его хозяйство, который способен самостоятельно удовлетворить свои потребности и сохранить независимость.
Сельское хозяйство, по крайней мере в Аттике, заметно прогрессирует. Опустошение земель, производимое врагами в то время, когда крестьяне укрываются в Афинах или Пирее; все чаще практикуемое дробление земель; повышение цен, вынуждающее мелкого собственника влезать в долги и распродавать свое хозяйство — все это выступает источником прогресса.
С VI веке наблюдается рост в таких областях, как ремесла и коммерция. Крупные города живут за счет промышленности и особенно торговли, в первую очередь за счет морской торговли. Контраст между наземной Грецией и морской Грецией постепенно будет увеличиваться.
Грек всегда испытывает отвращение к оплачиваемой работе. Даже если гражданин, выполняющий оплачиваемую работу, имеет те же права в Экклесии, что и остальные, к нему относятся несколько иначе. Исократ пишет в «Ареопагитике»: «Следует сохранить политические права для тех, кто может позволить себе иметь досуг и средства, достаточные для жизни». Софисты, которые брали деньги за свои уроки, представали не в самом выгодном свете. Если свободный человек, гражданин, работает на другого, то такое положение вступает в противоречие с идеей свободы, поскольку подчиняться кому бы то ни было противно статусу свободного человека. Работа порождает подчинительную связь. Любая оплачиваемая работа является унизительной. Ремесленник, который продает созданные им предметы, или рабочий, сдающий внаем свою физическую силу, зависят от другого. Они потеряли свою свободу. Если кто-то и вынужден работать, то ему следует работать на себя .