Образы разбуженного прошлого - Греция - храмы, надгробия и сокровища - География
Однажды лунной ночью летом 1867 года некий американский турист — искатель приключений — тайно покинул судно, стоявшее в карантине в порту Пирея. Прячась от полицейских патрулей, он прошел 10,5 километра до Афин, а потом дал взятку охранникам Акрополя, чтобы попасть в него. И был потрясен видом залитых лунным светом руин: "Они выстроились рядами, они лежали штабелями по всей площади Акрополя — сотни изувеченных статуй всех размеров, самое совершенное творение рук человеческих". Ночной "нарушитель" — не кто иной, как писатель Марк Твен — позднее рассказал о своей прогулке в книге "Простаки за границей".
Благоговейное паломничество Марка Твена демонстрирует типичное дня середины XIX века преклонение перед всем греческим, а также отражает дихотомию викторианской эпохи. Технические новшества (гот же пароход, например, доставивший американца в Европу) с головокружительной скоростью влекли мир в новый, индустриальный век, но очень многие поэты, художники и философы предпочли остаться в прошлом, черпая вдохновение в древней Элладе.
Вполне естественно, что внимание ученых (в частности, специалистов в области зарождающейся археологам) сосредоточилось на Греции, которая лишь недавно освободилась от турецкого владычества. Кроме того, одно из самых замечательных изобретений XIX века — фотография — обеспечило и академических ученых, и "домашних путешественников" достоверными изображениями далеких экзотических объектов. Пионеры фотографии, среди них — американский мастер Уильям Сгиллман, работая с громоздкими камерами и хрупкими стеклянными пластинками-негативами, оставили неоценимые свидетельства об археологических исследованиях, например, в Акрополе (последний — тема настоящего эссе). Тот же Сгиллман, в частности, в своих произведениях продемонстрировал и незаурядный художественный тал а иг. Его снимок рухнувшего и расколовшегося барельефа с балюстрады храма Афины Ники вполне может соперничать по выразительности с впечатляющей прозой Марка Твена.
Фотография 1865 года запечатлела первый этап археологического открытия Акрополя. Большинство изображенных статуй в 480 году до н. э. осквернили персы, после чего афиняне захоронили скульптуры. Среди них статуи, известные сейчас как "Несущий теленка" и "Критский мальчик"
На пейзажном снимке Стиллмана (1869 года) мы видим Парфенон в Акрополе, лишь немного расчищенном от турецких жилищ которые карабкались до самой вершины древнего памятника. Реставрация храма и планомерное снятие грунтовых наносов тогда еще не начались.
Туристы викторианской эпохи в 1859 году осматривают развалины Эрехтейона. "Черный юмор" истории: самые большие разрушения храм, насчитывавший 2300 лет, претерпел всего лишь три десятка лет до того, во время греческой войны за независимость, когда в северном портике взорвался боезапас турок.
Две фотографии 1860-х годов показывают, как сложно было первым археологам систематизировать перемешанные обломки архитектурных сооружений и детали постклассической скульптуры, сброшенные с Акрополя. Головы статуй, извлеченные из раскопов и временно выложенные на ступенях Пропилеи, словно хотят соедипиться с давно утраченными телами. Основание небольшого храма Афины Ники открыли лишь в 1835 году, когда разрушили турецкий бастион. Квадратную средневековую башню позади храма снесут в 1875 году, чтобы по возможности восстановить древний облик этой части города.