В условиях сложной внешнеполитической ситуации в Крыму возник новый конкурент генуэзцев – христианск
В условиях сложной внешнеполитической ситуации в Крыму возник новый конкурент генуэзцев – христианское княжество Феодоро (Теодоро) с центром в Мангупе (Доросе). Это государственное образование возникло на основе христианизированного и эллинизированного населения Крымской Готии (горного Крыма) вероятно в ХIII – в начале ХIV ст. В ХV ст. значительную роль в истории Крыма играло княжество Феодоро. Население Феодоро было полиэтническим (аланы, греки, крымские готы, армяне, кипчаки, татары) и преимущественно состояло из христиан, хотя среди феодоритов были и представители других конфессий. В столице княжества Мангупе в 20-30-е годы ХV ст. было завершено строительство фортификационной системы, что превратило город в одну из самых неприступных горных крепостей Крыма, построено и расширено ряд храмов, украшенных фресковыми росписями и многочисленными греческими надписями.
В декабре 1475г. после пяти турецких приступов сложили оружие защитники Дороса-Мангупа. Княжество Феодоро, как и генуэзские колонии, прекратило своё существование. После захвата горного Крыма турки основали на его территории кадилик с центром в Мангупе (Мангути), в состав которого вошла и часть бывших генуэзских владений. Немусульманские общины Крыма должны были подчиняться законам церковно-государственной идеологии Оттоманской империи и Крымского ханства – исламу суннитского направления.
Немусульманам запрещалось служить в войске, ездить на лошадях, строить новые храмы без специального разрешения, переходить в другую веру (кроме мусульманской), неуважительно высказываться о Магомеде и других пророках, а также занимать такие должности на государственной службе, которые бы подчиняли мусульман иноверцам. Они должны были также носить специальные знаки на одежде, которые отличали их как немусульман.
Немного иначе складывались отношения между греческим и татарским населением в сельских районах. Постоянно общаясь с греками-земледельцами, татары, переходя к оседлому образу жизни, заимствовали у них не только элементы материальной культуры, навыки и технологию земледелия и виноделия, но и форму социальной организации – сельскую общину, которая возникла в эпоху раннего средневековья.
В течение ХVI-ХVII ст. значительное количество греков и других христиан переселились из Мангупа в другие районы Крыма, но этот процесс происходил постепенно. Греческие пещерные монастыри в горном Крыму (Шулдани, Инкермани и Чилтери) функционировали до конца ХVII ст.
В конце ХV ст. на некоторое время пришла в упадок и экономическая жизнь Кафы и бывших колоний. Но в ХVI-ХVII ст. она не только приобрела бывшего размаха, но и намного превысила уровень генуэзских времён. Татарские города Крыма – Ак-Мечеть (современный Симферополь), Бахчисарай, Гезлев (современная Евпатория), Карасубазар (современный Белогорск) – в ХVI – первой половине ХVII ст. ещё только формировались и имели незначительную часть христианского населения, среди которого преобладали ремесленники.
В условиях татарско-турецкого господства на фоне угасания и упадка христианской церковной и культурной жизни распространились татаризация и тюркизация греческого этноса. Татарский и турецкий языки стали фактически официальными языками Крыма, а также языками межэтнического общения на полуострове. Это негативным образом отразилось на очагах греческой культуры, существенно сузило сферу использования греческого языка, который сохранился лишь в рамках христианских общин. Указанные процессы привели к появлению двух новых этнических групп – урумов, либо греков-татар (самоназвание греков, которые разговаривают тюркскими диалектами с огузо-кипчацкой основою), и румеев (ромеев), или греков-эллинов (греков, чей язык некоторые исследователи относят к северной группе новогреческих диалектов, другие – к одному из диалектов древнегреческого языка).
Однако, несмотря на языковые различия, обе группы – урумы и румеи – имеют немало общих бытовых черт и элементов материальной культуры, которые, по мнению ряда учёных, дают возможность рассматривать их как единый этнос.
В конце XV – в XVI ст. Чёрное море и крымские земли попадают в сферу политических и церковных интересов великой православной северной страны – Московского государства, которое объявило себя духовной наследницей и последовательницей Византии.
Церковные взаимоотношения способствовали оформлению геополитических планов и амбиций Москвы, в частности обоснованию идеологической и политической целесообразности проникновения на юг. В 1687 и 1689 годах крымские походы князя В.Голицина и Азовская экспедиция (1695-1696) Петра I стали прологом российской экспансии в направлении побережья Чёрного моря в XVIII ст., в котором христианское население Крыма, как сейчас хорошо видно, было использовано как разменная монета в международной политической игре.